11 сентября 2018 г. |
Дело N А56-99789/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
при участии от государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Евтеховой Т.В. (доверенность от 01.03.2018 без номера), от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Ленинградский зоологический парк" Мухина М.С. (доверенность от 07.05.2018 без номера),
рассмотрев 05.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2018 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.) по делу N А56-99789/2017,
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Ленинградский зоологический парк", место нахождения: 197198, Санкт-Петербург, Александровский парк, д. 1, ОГРН 1027806863105, ИНН 7813169221 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными:
- решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 37, лит. Б, ОГРН 1027806883202, ИНН 7813171527 (далее - Управление) от 05.09.2017 N 088 012 17 ВП 082/5;
- решения государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, Большая Посадская ул., д. 10А, ОГРН 1027806860707, ИНН 7812014120 (далее - Отделение) от 12.09.2017 N 120;
- решения Отделения от 12.09.2017 N 190.
Решением суда первой инстанции от 12.02.2018 (судья Ресовская Т.М.) заявленные Предприятием требования удовлетворены в полном объеме: решение Управления от 05.09.2017 N 088 012 17 ВП 082/5, а также решения Отделения от 12.09.2017 N 120 и от 12.09.2017 N 190 признаны недействительными. Кроме того, с Управления в пользу Предприятия взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины и с Отделения в пользу Предприятия взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 16.05.2018 решение от 12.02.2018 изменено в части взыскания с Управления в пользу Предприятия 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. С Отделения в пользу Предприятия взыскано 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части решение суда первой инстанции от 12.02.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 12.02.2018 и постановление от 16.05.2018 и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно признали не подлежащими обложению страховыми взносами поименованные в оспариваемых решениях выплаты, произведенные Предприятием своим сотрудникам в рамках трудовых отношений, которые, как указывает Отделение, были непосредственно связаны с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей. Кроме того, Отделение считает неправомерными выводы судов о том, что непринятые к зачету расходы по обязательному социальному страхованию не являются выплатами, облагаемыми страховыми взносами.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Управление в своем отзыве поддержало кассационную жалобу Отделения.
В судебном заседании представитель Отделения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - свои возражения на них.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Предприятием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 09.08.2017 N 088 012 17 ВП 082/3 и принято решение от 05.09.2017 N 088 012 17 ВП 082/5 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы, в виде наложения штрафа в размере 16 913 руб. 89 коп.
Названным решением Предприятию также предложено перечислить в добровольном порядке 84 569 руб. 46 коп. недоимки по страховым взносам и 10 197 руб. 38 коп. пеней.
Основанием для принятия указанного решения послужило то, что Предприятие занизило базу для начисления страховых взносов в результате неуплаты страховых взносов на выплаченную материальную помощь свыше 4 000 руб. в отношении Гарбуз А.В., поощрительные выплаты в отношении Торопова О.Н., расходы на выплату страхового обеспечения в отношении: Дмитриева Н.Л., Мелинти С.Н., Казаковой А.А., Мартене Т.В., Чикадзе С.З., Арефьевой Д.И.
Кроме того, Отделением проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Предприятием страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки Отделением составлен акт от 11.08.2017 N 713 н/с и принято решение от 12.09.2017 N 190 о привлечении Предприятия к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 110 руб. 08 коп. Этим же решением заявителю начислены пени в сумме 1 342 руб. 64 коп. и предложено в добровольном порядке уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 550 руб. 40 коп.
В обоснование указанного решения Отделение указало на то, что страхователь в нарушение подпункта 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не начислил страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплату материальной помощи сотрудникам сверх 4 000 руб. в общей сумме 158 487 руб.
Также Отделением принято решение от 12.09.2017 N 120 о привлечении Предприятия к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 1 970 руб. 86 коп., страхователю начислены пени в сумме 13 810 руб. 75 коп., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 9 854 руб. 32 коп.
Отделением установлено, что в проверяемом периоде заявитель произвел расходы за счет средств Фонда социального страхования с нарушением действующего законодательства, не являющихся страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и к ним не могут быть применены положения пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ. Сумма не принятых к зачету расходов составила 181 959 руб. 81 коп., в том числе 23 926 руб. 14 коп. - выплата в октябре 2014 года сотруднику, имеющему инвалидность, 3 436 руб. 26 коп. - выплаченное в декабре 2015 года пособие за счет работодателя. В проверяемом периоде были произведены расходы за счет работодателя на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с нарушением действующего законодательства в сумме 6 917 руб. 13 коп.
Предприятие, не согласившись с решениями Управления и Отделения, оспорило их в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявление Предприятия, суд первой инстанции исходил из того, что спорные выплаты носят социальный характер и в силу своей правовой природы не являются объектом обложения страховыми взносами. В отношении выплат пособия по временной нетрудоспособности с нарушением действующего законодательства, суд указал на отсутствие правовых норм, обязывающих страхователя включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом социального страхования к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции, изменил принятое им решение лишь в части распределения расходов по уплате государственной пошлины.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает принятое им постановление не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулировались в проверяемые периоды Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 5 данного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в Законе N 125-ФЗ.
По мнению Управления и Отделения, осуществленные Предприятием в проверяемые периоды все спорные денежные выплаты подлежали включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку были осуществлены в рамках трудовых отношений и имели стимулирующий характер.
Между тем, как правильно указали суды, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты работникам представляют собой оплату их труда.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Под платой за выполнение работником трудовой функции согласно статье 129 ТК РФ понимается заработная плата, которая представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также полагающиеся работнику компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как предусмотрено статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Кроме того, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Между тем выплаты социального характера, обусловленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, которые не являются по своей правовой природе стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не могут признаваться оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Соответственно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В рассматриваемом случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что в июле 2015 года Предприятие выплатило единовременную материальную помощь Гарбузу А.В. в размере 20 000 руб. в связи со смертью близкого родственника, а в июне 2016 года - единовременную материальную помощь Торопову О.Н. в размере 146 487 руб. на приобретение дорогостоящего медицинского материала (эндопротез тазобедренного сустава).
Управлением и Отделением не опровергнуто, что спорные выплаты не гарантировались трудовыми договорами, не носили систематического характера, не зависели от трудовых успехов работников, не исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, и не являлись вознаграждением работников за исполнение трудовых обязанностей.
Напротив, указанные единовременные выплаты социального характера не предусматривались трудовыми договорами и не относились к выплатам, непосредственно связанным с выполнением работниками Предприятия трудовой функции за плату.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также заявленные сторонами доводы по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что при таких обстоятельствах у контролирующих органов не имелось законных оснований для включения спорных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и штрафных санкций.
Выводы судов о том, что спорные выплаты не были связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и в силу их характера не являлись оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как это определено статьей 129 ТК РФ, не носили обязательного характера, не зависели от результатов труда работников и не были включены в систему оплаты труда, основаны на материалах дела и нормам материального права не противоречат.
В отношении доначисления Предприятию страховых взносов на не принятые контролирующими органами расходы Общества по выплатам работникам страхового обеспечения суды также обоснованно пришли к выводу о неправомерности оспариваемых решений в указанной части.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в соответствии с указанным Законом.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются обязательными платежами, осуществляемыми страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ перечислены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно статье 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 данной статьи.
В силу пункта 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила N 184), пунктом 10 которых предусмотрено, что расходы на выплату обеспечения по страхованию, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, не засчитываются страховщиком в счет уплаты страховых взносов.
Таким образом, расходы имеют иной правовой статус, выплачиваются за счет страховых взносов, уплаченных страхователем, и осуществление расходов с нарушением законодательства влечет непринятие таких расходов к зачету. Страховщик вправе требовать восстановить указанную сумму, однако указанные обстоятельства не свидетельствуют о занижении страхователем базы, облагаемой страховыми взносами.
Отказ страховщика в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы пособия по временной нетрудоспособности, так как ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение. Ошибки фактически влекут только отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности.
Доводы заинтересованных лиц о том, что не принятые к зачету расходы на выплату пособий утрачивают статус пособий, выплаченных в соответствии с законодательством, и перестают быть выплатами, освобождаемыми от обложения страховыми взносами, и становятся объектом обложения страховыми взносами в общем порядке, обоснованно признана судами несостоятельными.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В статье 22 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 6 статьи 12 этого Закона установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В соответствии со статьей 8 вышеуказанного закона пособие по временной нетрудоспособности является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
Таким образом, право застрахованного лица получать соответствующие пособия по социальному страхованию в случае наступления временной нетрудоспособности, иного страхового случая за счет средств Фонда гарантировано действующим законодательством.
Следовательно, выплаты пособий по временной нетрудоспособности являются для работодателя обязательными социальными выплатами; расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности принимаются к зачету в случае, если имел место страховой случай и данный факт подтвержден надлежащим образом оформленными документами.
В том случае, если данные суммы выплачены по неправильно оформленным документам или с иным нарушением статус этих выплат как социальных пособий не утрачивается.
Статьей 11 Закона N 165-ФЗ также предусмотрено, что страховщик в случае, если расходы произведены с нарушением законодательства, или документально не подтверждены, вправе лишь не принимать такие расходы к зачету в счет уплаты страховых взносов по тому виду обязательного страхования, за счет страховых взносов по которому они были выплачены.
Согласно пункту 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Иных правовых последствий для страхователя приведенные нормы законов не предусматривают.
Из положений статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ следует, что расходы, понесенные страхователем в счет начисленных страховых взносов и не принятые к зачету, сами по себе являются неуплаченными страховыми взносами (недоимкой).
Следовательно, такие расходы не могут вновь облагаться страховыми взносами.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что у контролирующих органов не имелось правовых оснований для включения не принятых к зачету расходов страхователя на выплату пособий в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.
В пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017) также отмечено, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые Фондом социального страхования к зачету суммы выплаченного работникам страхового обеспечения.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда и правовой оценкой представленных в материалы дела доказательств не является основанием для отмены принятого по делу постановления в кассационном порядке.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы Отделения в отношении судебного акта, принятого судом апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего рассмотрения материалов дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2018 по делу N А56-99789/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.