27 сентября 2018 г. |
Дело N А56-31523/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Асмыковича А.В., Власовой М.Г.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" Рогалевой Н.М. (доверенность от 09.01.2018), от акционерного общества "Инжиниринговая компания "РПГ" Беляевой М.С. (доверенность от 14.05.2018), Комиссарова А.К. (доверенность от 14.05.2018), от Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Рогалевой Н.М. (доверенность от 02.04.2018),
рассмотрев 27.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2017 (судья Кузнецов М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-31523/2017,
установил:
Закрытое акционерное общество "Институт геоурбанистики и проектирования "РосГеоПроект", в настоящее время - акционерное общество "Инжиниринговая компания "РГП", место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, проспект Шаумяна, дом 10, корпус 1, ОГРН 1079847030273, ИНН 7806352441 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга", место нахождения: 191144, Санкт-Петербург, пер. Дегтярный, д. 11, лит. "Б", пом. 1-Н, ОГРН 1147847556570, ИНН 7842019044 (далее - Учреждение), о признании недействительным решения от 26.04.2017 N 03-633/17-0-0 об отказе от исполнения государственного контракта от 27.09.2016 N 32/16-ПД.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, ул. Караванная, д. 9, лит. "А", ОГРН 1037843037935, ИНН 7830001853 (далее - Комитет).
Решением от 27.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Податель жалобы считает правомерным односторонний отказ от исполнения спорного государственного контракта, который осуществлен им в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учреждение указывает, что судами недостаточным образом исследованы все обстоятельства дела, предшествующие отказу заказчика от контракта, и не дана оценка доводам ответчика об этих обстоятельствах.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представители Учреждения и Комитета поддержали доводы, приведенные в жалобе, а представитель Общества просил жалобу отклонить.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили государственный контракт от 27.09.2016 N 32/16-ПД на разработку проектной документации по расширению зоны платного паркования пилотного проекта "Единое городское парковочное пространство в Санкт-Петербурге" в Центральном районе Санкт-Петербурга.
Объем и перечень работ предусмотрены техническим заданием и заданием на разработку проектной документации; этапы, сроки их выполнения и стоимость - в календарном плане.
Выполнение работ должно быть произведено в два этапа.
Общая стоимость работ по контракту установлена в размере 37 914 257 руб. 57 коп., из которых 11 374 277 руб. 27 коп. - стоимость работ по первому этапу (изыскательские работы), и 26 539 980 руб. 30 коп. - стоимость работ по второму этапу (проектная и рабочая документация).
Работы по первому этапу приняты Учреждением на основании акта от 10.10.2016 N 1 и оплачены в полном объеме.
Стороны 02.12.2016 подписали дополнительное соглашение N 1 к контракту, которым внесены изменения в техническое задание в части минимальных расстояний от въезда с дворовых территорий от начала парковочных мест, которые ранее противоречили Правилам дорожного движения, а также исключили из технического задания пункт 16.2.2 об установке некоторых знаков.
Общество 12.12.2016 передало Учреждению проектную документацию, разработанную в рамках второго этапа.
Учреждение неоднократно направляло Обществу замечания по выполненным работам; подрядчик устранил указанные недостатки, после чего письмом от 28.12.2016 направил заказчику акты выполненных работ по второму этапу.
Письмом от 17.01.2017 заказчик вновь направил замечания к переданной документации, отказался от подписания актов выполненных работ, документацию подрядчику не возвратил.
Учреждение отказывалось от принятия данной документации без объяснения причин и только 28.04.2017 документация принята заказчиком.
На сайте http://zakupki.gov.ru/ 27.04.2017 опубликовано извещение об отказе Учреждения от исполнения контракта (решение от 26.04.2017 N 03-633/17-0-0) со ссылкой на неисполнение Обществом обязанности по выполнению работ и непредоставление в порядке пункта 7.14 контракта обеспечения взамен прекратившей свое действие банковской гарантии, действовавшей до 31.03.2017.
После получения результата работ Учреждение направило в адрес Общества замечания к результатам работ (письмо от 05.05.2017).
Письмом от 12.05.2017 Общество уведомило Учреждение о необоснованности заявленных замечаний, согласившись устранить технические недостатки проекта.
Дополнительные замечания направлены Учреждением 30.05.2017. В адрес Общества документация не возвращалась.
Согласно Протоколу совещания от 06.06.2017 по проектной документации, представленной Обществом, и отказу Учреждения от приемки выполненных по контракту работ подрядчику поручено провести дополнительные согласования в УГИБДД по улицам, на которых с 26.04.2017 происходит размещение бесплатных парковок служебных транспортных средств, направить письма о выдаче заданий на приспособление объектов культурного наследия, согласовать установку на фасадах выносных кронштейнов и установку средств ТСОДД в газонах. Кроме того, Общество обязали внести изменения в некоторые разделы четырех томов документации и сдать данную документацию к 30.06.2017.
Указанные в названном протоколе обязательства выполнены подрядчиком и 30.06.2017 Общество пыталось передать результат работ Учреждению. Заказчик немотивированно отказался от приемки работ.
Документация принята к рассмотрению лишь 03.07.2017, что подтверждается соответствующей отметкой на протоколе от 06.06.2017.
По результатам рассмотрения врученной 03.07.2017 документации Учреждение потребовало от Общества согласования документации с владельцами зданий и сооружений по установке выносных кронштейнов на фасадах зданий, а также согласования с УСПХ Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга на установку ТСОДД в газонах или с креплением к металлическим ограждениям. Данные обстоятельства зафиксированы протоколом совещания от 11.07.2017.
Общество 19.10.2017 направило в адрес Учреждения документацию с согласованиями, указанными в протоколе от 11.07.2017. Замечаний к выполненным работам от заказчика не поступило.
Ссылаясь на недействительность отказа Учреждения от исполнения контракта, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды иск удовлетворили.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьями 307, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно установлено, что правоотношения сторон по контракту регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
На основании пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Статьей 758 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно статье 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком (пункт 1).
Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В соответствии со статьей 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ; использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика; оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре; участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления; возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусматривает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств и при условии, что это предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.4 контракта установлено, что контракт может быть расторгнут (прекращен) в том числе в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В пункте 14 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 отмечено, что отсутствие в государственном (муниципальном) контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ.
Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ материалы дела, суды установили, что неисполнение подрядчиком своих обязательств произошло по вине Учреждения, которое предоставило подрядчику Техническое задание, которое требовало корректировки; требования заказчика об устранении недостатков работ, с учетом внесенных в техническое задание изменений, подрядчиком выполнялись в разумный срок; требования заказчика о получении подрядчиком согласования каждой отдельной улицы адресного перечня, а также ряда организаций не соответствовали положениям заключенного контракта, в связи с чем отсутствие указанных согласований к моменту истечения сроков выполнения работ по контракту не является нарушением со стороны подрядчика; подрядчик неоднократно передавал заказчику результат работ, соответствующий условиям контракта и требованиям заказчика; заказчик безосновательно отказывался принять к рассмотрению разработанную документацию; результат работ сдан заказчику и находится в его пользовании и, исходя из фактического поведения заказчика, имеет для него потребительскую ценность; заказчик не оказал содействие Обществу в получении новой банковской гарантии, для получения которой необходимо представление документов, подтверждающих новые сроки исполнения обязательств подрядчиком.
Установив названные обстоятельства, придя к правомерному выводу о том, что у заказчика отсутствовали основания для одностороннего отказа от исполнения контракта, суды правомерно признали решение об одностороннем отказе от контракта незаконным.
Поскольку при рассмотрении спора судами нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2018 по делу N А56-31523/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.