28 сентября 2018 г. |
Дело N А42-9862/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
рассмотрев 26.09.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.04.2018 (судья Дубровкин Р.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А42-9862/2017,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска, место нахождения: 183025, г. Мурманск, проезд Капитана Тарана, д. 23, ОГРН 1025100849510, ИНН 5190104036 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Мурманск-Термо", место нахождения: 183010, г. Мурманск, Зеленая ул., д. 56, корп. 2, ОГРН 1025100863402, ИНН 5190111918 (далее - Общество), 4 909 руб. 56 коп. ущерба, причиненного в результате несвоевременного представления индивидуальных сведений о застрахованных лицах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ходыкина Раиса Павловна.
Решением суда первой инстанции от 11.04.2018 заявленные требования Фонда удовлетворены частично: с Общества в пользу истца взыскано 818 руб. 26 коп. ущерба. В удовлетворении остальной части иска отказано. Кроме того, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 333 руб. государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 25.06.2018 решение суда первой инстанции от 11.04.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение от 11.04.2018 и постановление от 25.06.2018 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, судами не принято во внимание то, что предоставление Обществом сведений о трудоустройстве Ходыкиной Р.П. за последующие периоды при отсутствии сведений за август 2016 года не являлось основанием для прекращения выплаты пенсии с учетом индексации, так как никакого уменьшения сумм пенсий при возобновлении пенсионером работы действующим законодательством не предусмотрено. Фонд считает, что материалами дела подтверждается причинно-следственная связь между действиями Общества, выразившимися в непредставление в установленный срок индивидуальных сведений за август 2016 года, и возникшими убытками, которые причинены бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится на основании сведений страхователя по форме СЗВ-М за этот отчетный период.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу Фонда - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых решения от 11.04.2018 и постановления от 25.06.2018 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Ходыкина Р.П. состоит на учете в Фонде и является получателем пенсии с 02.08.2007, что подтверждается протоколом заседания комиссии от 29.08.2007 N 211003616.
Из составленного Фондом протокола N 94 следует, что 03.10.2017 указанным контролирующим органом выявлен факт излишней выплаты пенсии сотруднику Общества Ходыкиной Р.П. за период с 01.11.2016 по 30.04.2017 в общей сумме 4 909 руб. 56 коп.
По мнению Фонда, переплата пенсии произошла по причине несвоевременного представления Обществом сведений по форме СЗВ-М за август 2016 года, которые поступили от страхователя 31.03.2017, что подтверждается извещением о доставке формы СЗВ-М и протоколом проверки отчетности страхователя.
Полагая, что несвоевременное представление Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета за август 2016 года повлекло неправомерную выплату пенсии Ходыкиной Р.П. в завышенном размере и возникновение материального ущерба, Фонд письмом от 24.11.2017 N 5826/06-03 уведомил Общество о данном обстоятельстве и потребовало возместить ущерб.
Поскольку действий по возмещению убытков от Общества не последовало, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные Фондом требования частично, признав их обоснованными в сумме 818 руб. 26 коп. В удовлетворении остальной части требований Фонду отказано.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Федерального Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц. которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 12, 15, 1064, 1082 ГК РФ, пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований лишь для частичного возмещения Обществом убытков Фонда. При этом суды исходили из доказанности возникновения у Фонда Ущерба только в размере 818 руб. 26 коп. вследствие неправомерных действий Общества, выразившихся в представлении недостоверных сведений, а также наличия причинно-следственной связи между предоставленными работодателем недостоверными сведениями и понесенными в связи с этим Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии Ходыкиной Р.П., в связи с чем удовлетворили заявленные требования только в указанном размере.
Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексации подлежат страховые пенсии только не работающим пенсионерам.
В силу пункта 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2016 года Общество в сроки, установленные действующим законодательством, не представило. Однако указанные сведения за сентябрь 2016 года и последующие периоды предоставлялись страхователем своевременно.
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила).
Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из содержания указанных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.
На основании приведенных норм права и установленных по делу фактических обстоятельств судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что Обществом причинен ущерб Фонду только в связи с выплатой Ходыкиной Р.П. пенсии в повышенном размере за ноябрь 2016 года в сумме 818 руб. 26 коп. исходя из представленных им неполных сведений по форме СЗВ-М за август 2016 года, поскольку сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года предоставлены в Фонд своевременно, до 10.10.2016, и в них верно указывалось, что Ходыкина Р.П. осуществляла работу.
За последующие периоды сведения по форме СЗВ-М также представлены Обществом Фонду в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, Фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года, полученных в октябре 2016 года, уже в ноябре 2016 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Фактически прекратить выплату индексации Фонд имел возможность с 01.12.2016, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил.
Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Общество ответственности в виде возмещения убытков в сумме, превышающей 818 руб. 26 коп., Фондом не доказана.
Приведенные в жалобе доводы Фонда не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм материального права, а по сути сводятся к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств дела.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Фонда не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 по делу N А42-9862/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.