17 октября 2018 г. |
Дело N А21-9182/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой-Калининград" Белого Е.И. (доверенность от 20.06.2018), Сологуба О.Э. (генеральный директор, предъявлен паспорт),
рассмотрев 15-16.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2018 (судья Ефименко С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Юрков И.В.) по делу N А21-9182/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой-Калининград", место нахождения: 236003, Калининград, Артиллерийская улица, дом 50, ОГРН 1093925019594, ИНН 3906209007 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ИНН 3906999637, ОГРН 1163926082253 (далее - Министерство), от 25.08.2017 N ЖК-2/546/161-о/НАА об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236022, Калининград, Нарвская улица, дом 58, ИНН 3903003375, ОГРН 1023901007008, (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 06.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.06.2018, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить в части признания недействительными пунктов 1 и 2 предписания от 25.08.2017 N ЖК-2/546/161-о/НАА и, в указанной части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы настаивает на законности оспариваемого ненормативного правового акта в части необходимости перерасчета размера платы за электроэнергию и холодную воду на общедомовые нужды в период с октября 20015 года по март 2016 года согласно нормативному потреблении; за горячую воду за май 2017 года согласно утвержденному тарифу.
Предприятие и Общество в своих отзывах просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
От Министерства 24.09.2018 в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов.
Руководствуясь положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и частью 2 статьи 287 АПК РФ, суд кассационной инстанции отказывает в удовлетворении заявленного Министерством ходатайства, поскольку суд округа не вправе приобщать к материалам дела доказательства, которые не были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций.
В судебном заседание 26.09.2018, в соответствии с пунктом 5 статьи 158 АПК РФ, рассмотрение кассационной жалобы Министерства, отложено на 15.10.2018 на 13 часов 45 минут.
После отложения рассмотрение кассационной жалобы продолжено тем же составом суда.
Представители Общества просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители Министерства, третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Объявлен перерыв в судебном заседании до 16.10.2018 до 13 часов 45 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено тем же составом суда.
Представители Общества поддержали свою правовую позицию.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерство на основании приказа от 22.05.2017 N 911 провело внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении управления многоквартирным домом (далее - МКД) по адресу: Калининград ул. Артиллерийской, дом N 52.
В ходе проверки выявлено и отражено акте от 24.08.2017 N ЖК-1/1421/НАА, что Общество является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом N 52 по ул. Артиллерийской в городе Калининграде (далее - МКД N 52).
МКД N 52 оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии, холодной воды и тепловой энергии; все квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета.
Норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды (далее - ОДН) по электроэнергии составляет 1,39 кВт час на 1 кв. м с 01.02.2015 до 01.06.2017; 2,54 кВт час на 1 кв. м после 01.06.2017. Норматив потребления коммунальной услуги на ОДН по холодному водоснабжению составляет 0,02 куб. м на 1 кв. м. Министерство пришло к выводу, что Обществом расчет платы за электроэнергию на ОДН и холодное водоснабжение на ОДН производился сверх норматива.
Также Министерство пришло к выводу о нарушении порядка расчета размера платы за горячее водоснабжение, полагая, что Общество должно руководствоваться приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20.12.2015 N 198-03т/15 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей МП "Калининградтеплосеть" на 2016-2018 года", согласно которому тариф на горячее водоснабжение в закрытой системе водоснабжения составляет 158,17 рублей за 1 куб. м.
Кроме того Министерством установлено, что на основании протокола общего собрания собственников помещений от 21.12.2009 не утверждалась плата за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД в размере 14,96 рублей за 1 кв. м, плата за сбор, вывоз и размещение ТБО - в размере 2,58 рублей за 1 кв. м, а также плата за уборку мест общего пользования - в размере 2,54 рублей за 1 кв. м.
Об устранении выявленных нарушений Министерство выдало оспариваемое предписание от 25.08.2017 N ЖК-2/546/161-о/НАА (далее - предписание), согласно которому Обществу в срок до 30.10.2017 необходимо по МКД N 52 произвести перерасчет платы за электроэнергию и холодную воду на ОДН в период с октября 2015 года по март 2016 года согласно нормативного потребления, за горячую воду в мае 2017 года согласно утвержденному тарифу, за уборку мест общего пользования в размере 2,52 рублей за 1 кв. м общей площади помещения и платы за сбор, вывоз и за размещение твердых бытовых отходов в размере 2,58 рублей за 1 кв. м общей площади помещения за все время сделанных начислений путем снятия, а также представить платежные документы об осуществлении перерасчета.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что оспариваемое предписание требованиям действующего законодательства не соответствует и нарушает права и законные интересы управляющей организации, заявление Общества удовлетворили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, считает ее не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащие содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Согласно пункту 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Пунктом 54 Правил установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Как отмечает Министерство, несмотря на наличие в данном МКД индивидуального теплового пункта (далее - ИТП), расчет размера платы за горячее водоснабжение для потребителей следует осуществлять по правилам, установленным для МКД, оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения закрытого типа.
При этом административный орган не учитывает, что согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ, Закон о водоснабжении) централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закон N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе ИТП, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 названного закона предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Критерием отнесения системы горячего водоснабжения МКД к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды.
Под приготовлением горячей воды следует понимать процесс, в ходе которого с использованием иных ресурсов осуществляется производство горячей воды.
Под самостоятельным приготовлением следует понимать приготовление горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников в МКД.
Судами установлено и не оспаривается Министерством, что приготовление горячей воды в спорном МКД осуществляется с использованием ИТП.
ИТП - тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части (приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115).
Тот факт, что при самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом может использоваться тепловая энергия, поступающая в дом по централизованной системе теплоснабжения, предусмотрено пунктом 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, в котором указано: к другим возможностям обеспечения горячего водоснабжения объекта относится возможность приготовления горячей воды абонентом самостоятельно, с использованием сооружений и устройств, в том числе ИТП. При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия, газ.
Горячее водоснабжение спорного МКД осуществляется посредством нагрева воды, поступающей из централизованной системы холодного водоснабжения, на теплообменнике ИТП, с использованием тепловой энергии, получаемой от МП "Калининградтеплосеть" по сети теплоснабжения.
В данном случае судами установлено, что согласно техническому паспорту МКД централизованной системой горячего водоснабжения не оборудован, приготовление горячей воды в этом доме осуществляется самостоятельно с использованием ИТП оснащенного скоростным водоподогревом.
Министерство вопреки части 5 статьи 200 АПК РФ доказательств обратного не представило.
Административный орган также пришел к выводу, что расчет платы за электроэнергию на ОДН и холодное водоснабжение на ОДН производился Обществом неправомерно исходя из показаний общедомовых приборов учета и совокупной площади МКД по ул. Артиллерийской в городе Калининграде - N 52 и N 54.
Суды, с учетом данных технических паспортов на МКД N 52 и N 54 по ул. Артиллерийской в городе Калининграде, оборудованных общими коммерческими приборами учета, имеющих общий контур инженерных систем, пришли к выводу, что общие площади помещений и мест общего пользования должны быть приняты к расчету в следующих размерах.
Для расчета на ОДН по электроэнергии в акте проверки от 24.08.2017 приняты за основу 1700,8 кв. м общей площади и 323,9 кв. м площади МОП по МКД N 52, в то время как необходимо рассчитывать исходя из 1624,5 кв. м общей площади и 323,9 кв. м площади МОП по МКД N 52, а также 7424,6 кв. м общей площади и 2236,1 кв. м площади МОП по МКД N 54. При верном расчете норматив потребления электроэнергии на ОДН в квартире N 18 дома N 52 составляет 36,1 кВт час, а не 24,3 кВт час, как указано в акте проверки от 24.08.2017.
В свою очередь, для расчета на ОДН по холодному водоснабжению в акте проверки от 24.08.2017 приняты за основу 1700,8 кв. м общей площади и 204,1 кв. м площади МОП по дому N 52, тогда как было необходимо рассчитывать исходя из 1624,5 кв. м общей площади и 199,2 кв. м площади МОП по дому N 52, а также 7424,6 кв. м общей площади и 2218,1 кв. м площади МОП по дому N 54. При верном расчете норматив потребления холодной воды на ОДН в квартире N 18 дома N 52 составляет 0,7357 куб. м, но не 0,2203, как отмечено в акте проверки от 24.08.2017.
Суд округа соглашается с указанными выводами, находит их соответствующими материалам дела и нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, признаются несостоятельными и отклоняются, поскольку иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.02.2018 и постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 по делу N А21-9182/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.