01 ноября 2018 г. |
Дело N А21-12643/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Соколовой С.В.,
рассмотрев 29.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.03.2018 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 (судьи Сомова Е.А., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А21-12643/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МКД Сервис", место нахождения: 236000, Калининград, Театральная ул., 27, кв.4, ОГРН 1093925002423, ИНН 3906204785 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 11.09.2017 N ЖК-2/612/17-8376/9 по устранению нарушений требований жилищного законодательства, а также о взыскании с Министерства в пользу Общества расходов по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236022, Калининград, Нарвская ул., 58, ОГРН 1023901007008, ИНН 3903003375 (далее - МП "Калининградтеплосеть").
Решением суда первой инстанции от 26.03.2018 оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ее податель просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своих доводов МП "Калининградтеплосеть" указывает на то, что спорный многоквартирный дом (МДК) не относится к категории домов с централизованной системой горячего водоснабжения и перерасчет за подогрев холодной воды для получения горячей воды исходя из утвержденного тарифа на горячую воду, в составе которого включена и сама вода, приведет к двойной оплате потребителями холодной воды.
От Министерства поступил отзыв на жалобу МП "Калининградтеплосеть", в котором его податель просит жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании 15.10.2018 рассмотрение кассационной жалобы МП "Калининградтеплосеть" на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) было отложено на 29.10.2018.
Определением суда кассационной инстанции от 29.10.2018 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ отсутствующий в связи с болезнью судья Подвальный И.О. заменен на судью Соколову С.В.
Представители Общества, Министерства и МП "Калининградтеплосеть", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций, Министерством по обращению гражданина (по вопросу применяемого порядка расчета размера платы за горячее водоснабжение в МКД N 12 по ул. 9 Апреля в г. Калининграде), на основании приказа от 21.08.2017 N 1733 с 22.08.2017 по 11.09.2017 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проведенной Министерством проверки, оформленной актом от 11.09.2017 N ЖК-1/1733/КАС, Обществу 11.09.2017 выдано предписание по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Министерство посчитало, что Общество нарушило требования пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110.
Обществу предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за июнь 2017 года всем жильцам (собственникам/нанимателям) МКД N 8-12 по ул. 9 Апреля в г. Калининграде согласно пункту 42 Правил N 354 исходя из действующего норматива на горячую воду для населения; предоставить Министерству заверенные копии платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчетов в срок до 10.11.2017.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды пришли к выводу о законности предписания и отказали в удовлетворении заявления. При этом судебные инстанции исходили из того, что система горячего водоснабжения в спорном МКД не может быть признана нецентрализованной.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Как предусмотрено пунктом 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты (ИТП), с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В части 6 статьи 31 названного закона предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Критерием отнесения системы горячего водоснабжения МКД к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды. Нагрев воды является одним из технологических процессов приготовления горячей воды (пункт 20 статьи 2 Закона N 416-ФЗ). Под самостоятельным приготовлением следует понимать приготовление горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников в МКД (пункт 54 Правил N 354).
В рассматриваемом случае суды соглашаясь с выданным в адрес Общества предписанием сделали вывод о том, что система горячего водоснабжения в спорном МКД не может быть признана нецентрализованной. При этом суды установили, что "вода, используемая в МКД N 8-12 по ул. 9 Апреля в г. Калининграде в дальнейшем для подогрева, поступает из централизованной системы водоснабжения, а не из подземного источника"; "согласно Техническому паспорту МКД N 8-12 по ул. 9 Апреля в г. Калининграде, система горячего водоснабжения - центральная"; "на основании проектной документации следует, что система горячего водоснабжения в МКД N 8-12 по ул. 9 Апреля в г. Калининграде смешанная, что означает, горячая вода приготавливается путем нагрева в теплообменнике теплоносителем, поступившем из центральной системы теплоснабжения, что исключает самостоятельный нагрев воды"; "поскольку горячая вода в многоквартирном доме приготавливается теплоносителем, поступившим из центральной системы теплоснабжения и холодной воды, поступавшей из сетей центрального водоснабжения, в тепловом пункте отсутствует энергоустановка с собственным источником тепла, вода для нужд горячего водоснабжения подается не из подземных источников - система горячего водоснабжения многоквартирного дома МКД N 8-12 по ул. 9 Апреля в г. Калининграде не может считаться нецентрализованной".
Вместе с тем, заявитель при обращении с заявлением в арбитражный суд сослался на то, что в спорном МКД отсутствует централизованное горячее водоснабжение, горячее водоснабжение осуществляется при помощи ИТП, что подтверждается паспортом абонентского теплового пункта (том 1 лист 71).
Согласно пункту 9 (схема теплового пункта) паспорта абонентского теплового пункта в спорном МКД "Присоединение местной сети отопления к тепловым сетям - непосредственное с элеватором-смесителем; водоподогрев - двухступенчатый последовательный".
Технический паспорт (том 1 листы 68-70) содержит указание на наличие в спорном МКД горячего водоснабжения (ГВС), но сведений о наличии системы централизованного горячего водоснабжения в копии, имеющейся в деле, не содержит.
В деле имеется ситуационный план и схема узла ввода ("Установка прибора учета тепловой энергии в МКД"; том 1 лист 129) согласно которой поступление к системе ГВС ж/дома осуществляется из системы "водопровода х.в." через оборудование, связанное с теплосетью и обозначенное как "I ступень" и "II ступень".
В кассационной жалобе МП "Калининградтеплосеть" указывает на то, что на основании Договора N 2151/ДУО (том 1 листы 72-99), в спорный МКД осуществляется поставка ресурса - тепловая энергия, поставка горячей воды в данный дом не осуществляется; приготовление горячей воды в данном МКД в централизованном тепловом пункте не осуществляется, а осуществляется Обществом в ИТП.
Суды указывают на то, что горячая вода в спорном МКД приготавливается путем нагрева в теплообменнике теплоносителем, поступившем из центральной системы теплоснабжения, однако приходят к выводу о том, что это исключает самостоятельный нагрев воды.
Между тем, возможность использования тепловой энергии, электрической энергии, газа при самостоятельном приготовлении горячей воды для обеспечения горячего водоснабжения объекта с использованием индивидуальных тепловых пунктов предусмотрена пунктом 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что вывод судов о том, что система горячего водоснабжения многоквартирного дома МКД N 8-12 по ул. 9 Апреля в г. Калининграде не может считаться нецентрализованной не соответствует фактическим обстоятельствам, сделан без учета оценки всех имеющихся в деле доказательств. Данное обстоятельство, имеющее значение для правильного разрешения спора требует дополнительного исследования, в связи с чем решение и постановление апелляционного суда в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам лиц, участвующих в деле и представленным доказательствам, принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 по делу N А21-12643/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.