20 ноября 2018 г. |
Дело N А21-843/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 20.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2018 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2018 (судьи Юрков И.В., Протас Н.И., Толкунов В.М.) по делу N А21-843/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МКД Сервис" (место нахождения: Калининград, ул. Театральная, д. 27, оф. 4; ОГРН 1093925002423; ИНН 3906204785; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (место нахождения: Калининград, ул. Д. Донского, д. 1; ОГРН 1163926082253; ИНН 3906999637; далее - Министерство) от 29.12.2017 N ЖК-2/1034/КАС/11279-р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (место нахождения: Калининград, ул. Нарвская, д. 58; ОГРН 1023901007008; ИНН 3903003375; далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 04.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.08.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что многоквартирный дом, находящийся под управлением Общества, оборудован централизованной системой горячего водоснабжения, является ошибочным.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерство на основании приказа от 07.12.2017 N 3091 в период с 08.12.2017 по 29.12.2017 провело внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Калининград, ул. 9 Апреля, д. 34/42.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 29.12.2017 N ЖК-1/3091/КАС нарушение Обществом подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1100); подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 416 (далее - Правила N 416); пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Об устранении выявленных нарушений Министерство направило Обществу предписание от 29.12.2017 N ЖК-2/1034/КАС/11279-р, которым предложило в срок до 15.12.2017 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за период с июня по сентябрь 2017 года всем жильцам многоквартирного дома исходя из утвержденного действующего тарифа на горячую воду для населения.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Как предусмотрено пунктом 54 Правил N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, пришли к выводу о том, что указанный многоквартирный дом, несмотря на наличие в нем индивидуального теплового пункта, оборудован централизованной системой горячего водоснабжения.
При этом суды руководствовались данными, содержащимися в техническом паспорте и анкете многоквартирного дома, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, в заключенном между Предприятием и Обществом договоре от 03.10.2016 N 2151/ДУО снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть, а также в договоре от 01.10.2016 N 89/2016 на организацию расчетов по услугам отопления и горячего водоснабжения (заключен между Предприятием, обществом с ограниченной ответственностью "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс" и заявителем).
Исходя из этого, суды пришли к выводу о том, что размер платы за горячее водоснабжение в многоквартирном доме следует определять по правилам, установленным для многоквартирных домов, оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения по утвержденному для потребителей тарифу на горячую воду, в соответствии с пунктом 42 Правил N 354.
В связи с этим оспариваемое предписание, которым на Общество возложена обязанность произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за период с июня по сентябрь 2017 года, признано судами законным и обоснованным.
Между тем понятие нецентрализованной и централизованной систем горячего водоснабжения приведено в статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ): под нецентрализованной системой понимаются сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (пункт 12), а под централизованной системой - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, согласно которым тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части, является индивидуальным, а для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий - центральным тепловым пунктом.
Возможность использования тепловой энергии, электрической энергии, газа при самостоятельном приготовлении горячей воды для обеспечения горячего водоснабжения объекта с использованием индивидуальных тепловых пунктов предусмотрена пунктом 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что многоквартирный дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом; технический паспорт этого теплового пункта приобщен к материалам дела.
Из пояснений Общества, имеющихся в материалах дела, а также из доводов кассационной жалобы следует, что договором от 03.10.2016 N 2151/ДУО снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть, заключенным между Предприятием и Обществом, поставка горячей воды в многоквартирный дом не предусмотрена; приготовление горячей воды Общество (абонент) осуществляет самостоятельно с использованием указанного индивидуального теплового пункта путем нагрева холодной воды, поступающей из централизованной системы холодного водоснабжения.
В силу части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций не дали правовой оценки указанным доводам Общества относительно наличия нецентрализованной системы горячего водоснабжения в спорном доме, не исследовали их на предмет несоответствия сведениям, содержащимся в техническом паспорте дома.
Таким образом, вывод судов о том, что указанный многоквартирный дом, несмотря на наличие в нем индивидуального теплового пункта, оборудован централизованной системой горячего водоснабжения, недостаточно обоснован.
В силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать технический паспорт индивидуального теплового пункта многоквартирного дома, установить возможность самостоятельного приготовления абонентом горячей воды посредством этого теплового пункта путем использования поставляемой тепловой энергии, после чего с учетом доводов и возражений всех лиц, участвующих в деле, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.05.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2018 по делу N А21-843/2018 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.