28 ноября 2018 г. |
Дело N А26-12189/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Кустова А.А., Судас Н.Е.,
рассмотрев 26.11.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.05.2018 (судья Лайтинен В.Э.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 (судьи Несмиян С.И., Жукова Т.В., Попова Н.М.) по делу N А26-12189/2017,
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия", место нахождения: 185016, Республика Карелия, г. Петрозаводск, бульв. Интернационалистов, д. 17А, ОГРН 1051000000050, ИНН 1001012875 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал", место нахождения: 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, Суоярвское шоссе, д. 148, ОГРН 1141040000595, ИНН 1016043682 (далее - Предприятие), о взыскании 21 017 руб. 26 коп. задолженности по договору энергоснабжения от 01.01.2017 N 90053 (далее - Договор) за потребленную в августе, сентябре 2017 года электроэнергию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, адрес филиала: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 45, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751.
Решением суда первой инстанции от 03.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2018, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, произведенный Обществом расчет задолженности не подтвержден первичными документами, в которых зафиксирован объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (счета-фактуры и расчет в виде таблицы составлены истцом в одностороннем порядке и не являются первичными документами; показания индивидуальных, общих приборов учета и иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, гарантирующим поставщиком в адрес Предприятия не передавались, в ряде домов общедомовое имущество отсутствует). Податель жалобы также оспаривает законность выставления Обществом корректировочных счетов и полагает, что суды необоснованно отклонили контррасчет ответчика в отношении потребителей, которые не предоставляют показания индивидуальных приборов учета.
В отзыве Общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте суда кассационной инстанции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Общество, являясь гарантирующим поставщиком на территории Республики Карелия, осуществляет поставку электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении Предприятия.
Общество (гарантирующий поставщик) и Предприятие (покупатель) заключили Договор на поставку электрической энергии в количестве, необходимом для содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Во исполнение Договора Общество в августе - сентябре 2017 года поставило электроэнергию на общедомовые нужды и выставило Предприятию счета-фактуры (корректировочные счета-фактуры) на оплату потребленного энергоресурса.
Претензией от 19.10.2017 N 114-04-86976 Общество указало Предприятию на неоплату поставленной электрической энергии за август - сентябрь 2017 года и потребовало погасить образовавшуюся задолженность.
Наличие у Предприятия 21 017 руб. 26 коп. задолженности за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в августе - сентябре 2017 года, послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
Поскольку электрической энергией обеспечивалось население жилых домов, находящихся в управлении Предприятия, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, относящейся к спорному периоду) расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения.
Наниматели и собственники жилых помещений плату за содержание жилого помещения (включающую в себя в том числе плату за электроэнергию, потребляемую на содержание общего имущества в многоквартирном доме) вносят управляющей организации (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, части 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ).
Суды пришли к обоснованному выводу, что на Предприятие возлагается обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и несению расходов по оплате электроэнергии, потребленной в процессе осуществления комплекса действий по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил предоставления услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
Расчет объема электроэнергии, поставленной в спорный период на общедомовые нужды, произведен Обществом на основании пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, по формуле Vд = Voдпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
Поскольку использованные истцом в расчете данные (показания общедомовых и индивидуальных приборов учета; нормативы потребления; общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; площади жилых и нежилых помещений; тарифы) не опровергнуты допустимыми доказательствами, суды признали правильным произведенный Обществом расчет стоимости электроэнергии, потребленной в спорный период на общедомовые нужды,.
Обязанность по оплате потребленного сверх норматива объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, отнесена на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, для стимулирования управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижения целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие в материалах дела первичных документов, подтверждающих правомерность произведенных Обществом корректировок объемов потребленной электрической энергии, является необоснованной.
Обязанность Общества учитывать показания индивидуальных приборов учета, установленных у потребителей, предусмотрена Правилами N 354.
Корректировка выставленных счетов-фактур с учетом переданных потребителями показаний индивидуальных приборов учета направлена на формирование корректных, соответствующих нормам действующего законодательства расчетов за потребленную в многоквартирных домах электроэнергию как с бытовыми потребителями, так и с Предприятием. Судами установлено, что основной причиной перерасчетов как по индивидуальному потреблению, так и по потреблению в местах общего пользования являются нерегулярная и несвоевременная передача потребителями показаний индивидуальных приборов учета, актуализация информации об используемых в расчетах площадях жилых и нежилых помещений, а также площадях общего имущества в многоквартирных домах, уточнение информации о количестве зарегистрированных граждан.
При этом все произведенные Обществом корректировки подтверждаются представленными Предприятию и в материалы дела корректировочными документами, а именно корректировочными счетами-фактурами и актами приема-передачи энергии за спорные периоды.
Данные о показаниях индивидуальных приборов учета получены ресурсоснабжающей организацией от потребителей при расчетах с ними за электроэнергию, поставленную в жилые помещения. Документального подтверждения того, что установленные в жилых помещениях индивидуальные приборы учета некорректно фиксируют фактически потребленный объем электроэнергии, Предприятие не представило.
Показания общедомовых приборов учета электроэнергии, использованные в расчете платы, предъявляемой к взысканию с Предприятия, фиксируются и направляются в адрес Общества сетевой организацией в электронном виде. Полученные таким способом данные, загруженные в электронные базы по расчету платы за электроэнергию, использовались Обществом в расчете платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Предприятия.
При этом Предприятие как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов "е", "е"(1) и "е"(2) пункта 31 Правил N 354 обязано ежемесячно снимать и передавать в адрес гарантирующего поставщика показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Обязанность Предприятия по снятию и передаче в адрес гарантирующего поставщика показаний общедомовых приборов учета установлена в пункте 2.3.19 Договора, в силу чего оно должно, как обоснованно указали суды двух инстанций, располагать информацией о показаниях приборов учета.
Не принимаются судом кассационной инстанции и доводы подателя жалобы о том, что Общество необоснованно не производило начисление платы по нормативам за электроэнергию в отношении жилых помещений, в которых, по информации, переданной потребителями - физическими лицами, в соответствующий расчетный месяц отсутствовало потребление электроэнергии.
Согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, Интернет и др.), и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В случае, если потребителем передаются сведения об отсутствии потребления электроэнергии в жилом помещении, то плата за соответствующий расчетный месяц такому потребителю не начисляется, за исключением объема электроэнергии, потребленного на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более чем за 3 расчетных периода подряд.
Согласно пункту 60 Правила N 354 начисление исходя из норматива потребления производится только по истечении количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил N 354.
Предприятием в нарушение указанных норм неправомерно произведено начисление платы за электроэнергию в отношении жилых помещений, в которых по информации, переданной потребителями - физическими лицами, в соответствующий расчетный месяц отсутствовало потребление электроэнергии.
Ввиду изложенного суды правомерно отклонили представленный Предприятием контррасчет задолженности, признав его противоречащим порядку расчета платы за коммунальные услуги, предусмотренному Правилами N 354, и нарушающим права потребителей - собственников жилых помещений.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, две судебные инстанции обоснованно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные Предприятием в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Предприятия.
Определением суда кассационной инстанции от 19.10.2018 Предприятию предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
Принимая во внимание результат кассационного рассмотрения, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Предприятия подлежит взысканию в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.05.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 по делу N А26-12189/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (186870, Республика Карелия, г. Суоярви, Суоярвское шоссе, д. 148, ОГРН 1141040000595, ИНН 1016043682) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.