04 декабря 2018 г. |
Дело N А56-35919/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от Ассоциации проектировщиков "Проектирование дорог и инфраструктуры" Владимирова М.В. (доверенность от 03.02.2018), Филиппович С.В. (доверенность от 03.02.2018), от Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Хомутовой Е.П. (доверенность от 22.12.2017),
рассмотрев 04.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2018 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 (судьи Зотеева Л.В., Сомова Е.А., Юрков И.В.) по делу N А56-35919/2018,
установил:
Ассоциация проектировщиков "Проектирование дорог и инфраструктуры" (место нахождении: г. Санкт-Петербург, пер. 3-й Рабфаковский, д. 5, корп. 4, лит. А, пом. 4.1; ОГРН 1107800003178; ИНН 7811154950; далее - Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 3; ОГРН 5067847165018; ИНН 7841340833; далее - Управление) от 20.03.2018 N 05-1222-765/ПР.
Решением суда первой инстанции от 18.06.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.08.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, пункты 2 и 3 оспариваемого предписания содержат правомерные требования.
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержала, представители Ассоциации просили в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление в период с 05.03.2018 по 20.03.2018 на основании распоряжения от 19.02.2018 N 05-1222/Рк провело внеплановую выездную проверку Ассоциации по вопросам соблюдения обязательных требований, предъявляемых к саморегулируемым организациям и их деятельности.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 20.03.2018 N 05-1222-1615/А, что в нарушение части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) и части 1 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) по состоянию на 20.03.2017 средства компенсационного фонда не размещены на специальных счетах.
Кроме того, приняв в члены саморегулируемой организации 25 организаций после уплаты ими взноса в компенсационный фонд в общей сумме 7 100 000 руб., Ассоциация в нарушение статьи 55.16 ГрК РФ не включила данные денежные средства в состав компенсационного фонда.
Об устранении указанных нарушений в срок до 15.06.2018 Ассоциации выдано предписание от 20.03.2018 N 05-1222-765/ПР (пункты 2 и 3).
Ассоциация, не согласившись с предписанием, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности и необоснованности указанных пунктов предписания, установив, что они нарушают права и законные интересы Ассоциации, заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 55.16-1 ГрК РФ средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до 1 сентября 2017 года разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, а также в течение семи календарных дней с даты размещения таких средств уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, и Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого является такая саморегулируемая организация, с приложением документа (выписки) о средствах компенсационного фонда саморегулируемой организации, выданного такой кредитной организацией по форме, установленной Банком России.
Требования к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2016 N 970.
Как предусмотрено частью 9 статьи 55.16 ГрК РФ, в случае, если снижение размера компенсационного фонда возмещения вреда возникло в результате обесценения финансовых активов, в целях возмещения убытков, возникших в результате инвестирования средств такого компенсационного фонда, члены саморегулируемой организации должны внести взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в установленный частью 6 настоящей статьи срок со дня уведомления саморегулируемой организацией своих членов об утверждении годовой финансовой отчетности, в которой зафиксирован убыток по результатам инвестирования средств такого компенсационного фонда.
В силу части 6 статьи 55.16 ГрК РФ при снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с настоящим Кодексом, члены саморегулируемой организации в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях увеличения размера соответствующего компенсационного фонда в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами саморегулируемой организации исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно выписке об остатке средств компенсационного фонда, выданной кредитной организацией по форме, установленной Банком России, средства компенсационного фонда в размере 113 017 775 руб. 23 коп. размещены Ассоциацией на специальных счетах в соответствующих кредитных организациях.
При этом согласно решению общего собрания членов Ассоциации от 01.03.2018 дальнейшее внесение взносов в компенсационный фонд (восполнение средств) не требуется, поскольку фонд сформирован в размере, превышающем требуемый законодательством о градостроительной деятельности и внутренними документами Ассоциации.
Кроме того, ранее по договорам от 06.02.2013, от 12.08.2013, от 18.09.2013, от 23.04.2015, от 30.04.2015, от 23.04.2016 средства компенсационного фонда были размещены Ассоциацией на специальных счетах в кредитных организациях.
В связи с отзывом у этих кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций требования Ассоциации включены в реестры требований кредиторов по каждой кредитной организации.
В связи с изложенным, а также исходя из того, что после завершения дел о банкротстве кредитных организаций размещенные в них финансовые активы могут быть возвращены и также зачислены на специальный счет, суды пришли к выводу о неправомерности и необоснованности пункта 2 предписания.
Согласно требованиям частей 1 и 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация формирует компенсационные фонд возмещения вреда и фонд обеспечения договорных обязательств в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации.
В силу части 12 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств или в компенсационный фонд возмещения вреда подлежат зачислению средства компенсационного фонда, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации.
Судами установлено, что денежные средства в общей сумме 7 100 000 руб. поступили от 25 организаций, которые на момент принятия уполномоченным органом Ассоциации решений о приеме их в члены Ассоциации представили недостоверные сведения. Впоследствии, после выявления факта представления данными лицами недостоверных сведений, тем же уполномоченным органом Ассоциации решения об их приеме в члены саморегулируемой организации отменены (аннулированы).
На основании этого суды пришли к выводу о том, что в связи с отсутствием решений об исключении из членов саморегулируемой организации указанных лиц, а также фактов добровольного прекращения ими членства в саморегулируемой организации, денежные средства, поступившие от них, не подлежат зачислению в компенсационный фонд.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемых пунктов предписания упомянутым нормам законодательства о градостроительной деятельности, а также о нарушении этими пунктами предписания прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 по делу N А56-35919/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.