06 декабря 2018 г. |
Дело N А21-11782/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Ломакина С.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центральное жилищное управление" Логиновой Н.Я. (доверенность от 12.05.2017), Морева В.Ю. (доверенность от 02.04.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центральное жилищное управление" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.2018 (судья Ершова Ю.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Жукова Т.В.) по делу N А21-11782/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центральное жилищное управление", место нахождения: 238580, Калининградская обл., пгт Янтарный, Железнодорожная ул., д. 15, ОГРН 1123926017940, ИНН 3912502860 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к акционерному обществу "Янтарьэнерго", место нахождения: 236022, г. Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), о признании действий по установке и допуску в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии не соответствующими нормам действующего законодательства.
Истец просит признать не подлежащими применению при расчетах за потребленную электроэнергию общедомовые приборы учета (далее - ОДПУ), установленные в пос. Янтарный Калининградской обл. по адресам: Обогатительная ул., д. 3, 4, 7; ул. Пушкина, д. 3, 4, 5, 6; ул. Лермонтова, д. 3, 11; Почтовый пер., д. 4; Советская ул., д. 13, 28, 30, 33а, 41, 43, 46, 48, 51, 55, 57, 58, 60, 62, 74а, 78, 80, 82, 90, 104, 104а, 106, 110, 110в, 112, 116, 118, 120, 122, 125, 126, 128; Береговая ул., д. 4, 9; Лесная ул., д. 2б, 3, 7, 17.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт", место нахождения: 236005, Калининград, ул. Дарвина, д. 10, ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865.
Решением от 06.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.07.2018, в иске отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение от 06.04.2018 и постановление от 12.07.2018 отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить иск.
По мнению подателя жалобы, суды не учли следующее: техническая документация на ОДПУ отсутствует; не представлены договоры, заключенные с подрядными организациями на выполнение работ по монтажу и наладке ОДПУ, а также акты выполненных работ и лицензии указанных организаций на возможность выполнения работ по монтажу ОДПУ; в нарушение действующего законодательства спорные ОДПУ установлены на фасаде зданий или на опорах, находящихся на улице; суды необоснованно посчитали надлежащими уведомления управляющей компании о проведении процедуры допуска приборов учета в эксплуатацию, датированные 2017 годом, в то время как ОДПУ установлены в 2016 году; на ОДПУ не установлены необходимые пломбы.
В судебном заседании представители Компания поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных домов в пос. Янтарный Калининградской обл.
Общество как сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, в том числе в отношении вышеуказанных многоквартирных жилых домов.
Общество в рамках утвержденной инвестиционной программы провело мероприятия по оснащению спорных многоквартирных жилых домов ОДПУ и допуску их в эксплуатацию.
Ссылаясь на то, что Общество установку и допуск в эксплуатацию ОДПУ выполнило с нарушением требований действующего законодательства, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) объем поставляемого коммунального ресурса определяется на основании показаний ОДПУ или по сумме объемов по показаниям индивидуальных приборов учета, по нормативам потребления, среднемесячного потребления.
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения N 442), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
С учетом приведенных норм, по общему правилу общедомовые приборы учета должны быть установлены на указанной выше границе.
Однако пунктом 144 Основных положений N 442 установлено, что при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Согласно пункту 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
В силу подпункта "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, в соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать не только соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности, но и обеспечить их оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов (статья 11 Закона N 261-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
Согласно пункту 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Аналогичное положение содержится в пункте 150 Основных положений N 442.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что поскольку истец не оснастил спорные дома ОДПУ, ответчик в рамках утвержденной инвестиционной программы провел мероприятия по оснащению спорных многоквартирных жилых домов ОДПУ, а также произвел их допуск в эксплуатацию.
Суды установили, что истец извещался об установке в спорных домах ОДПУ, Общество предлагало Компании письмом от 05.04.2016 N 19/16 согласовать места установки таких ОДПУ силами сетевой организации. Однако, Компания отказалась от получения названного письма, что зафиксировано работниками сетевой организации.
Общество письмами от 07.06.2017, 27.06.2017, 15.09.2017 и 20.09.2017 извещало истца о процедуре первоначального допуска установленных приборов учета в эксплуатацию, проверке установленных приборов учета, приглашая истца принять участие в процедуре допуска и обследовании приборов учета. Между тем, истец места установки ОДПУ с сетевой организацией не согласовал, участия в установке и допуске ОДПУ в эксплуатацию не принял.
Суды обоснованно указали, что пункты 152 и 154 Основных положений N 442 не запрещают сетевой организации провести установку и допуск ОДПУ в одностороннем порядке, поэтому факт составления сетевой организацией актов допуска в эксплуатацию ОДПУ в одностороннем порядке не может свидетельствовать об установлении спорных приборов учета с нарушением требований законодательства.
В актах допуска в эксплуатацию приборов учета указаны места установки пломб и их номера.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что, поскольку ответчик, как сетевая организация, допустил ОДПУ в эксплуатацию, то есть, признал их пригодными к эксплуатации (готовыми к использованию при осуществлении расчетов), доводы истца о непригодности данных ОДПУ к эксплуатации подлежат отклонению.
Суд первой инстанции отклонил ссылку истца на отсутствие пломб на ОДПУ, указав, что из актов допуска ОДПУ в эксплуатацию не следует, что приборы учета допущены в эксплуатацию без установки пломб. Суд первой инстанции отметил, что указанные обстоятельства подтверждают не противоправность действий Общества по организации учета потребления энергии, а факт неисполнения обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, не соблюдения управляющей организацией требований о надежности и безопасности обслуживаемых домов, постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества дома, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для оказания коммунальных услуг населению многоквартирных домов.
Приборы учета признаны пригодными к коммерческим расчетам, доказательств недостоверности показаний приборов учета электроэнергии истец в дело не представил.
Довод истца о несоответствии установленных приборов техническим условиям обоснованно отклонен судами, поскольку связан с качеством выполненных работ, и не свидетельствует о незаконности установки данных приборов.
Отклоняя довод истца о неправомерной установке ОДПУ в ряде домов не на границе балансовой принадлежности, апелляционный суд указал, что ОДПУ установлены истцом ввиду отсутствия допуска со стороны Компании (отсутствие согласования мест установки ОДПУ) в местах максимально приближенных к границе балансовой принадлежности истца и ответчика.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что с момента установки по настоящее время спорные ОДПУ являются собственностью общества с ограниченной ответственностью "Инфраструктурные инвестиции-3" и находятся на его балансе.
Несмотря на то, что ответчик произвел установку ОДПУ и эксплуатирует приборы учета за счет собственных средств, никаких материальных требований ни истцу, ни собственникам многоквартирных домов с учетом положений Закона N 261-ФЗ до настоящего времени не предъявлялось. В связи с чем права и законные интересы Компании и собственников помещений в спорных многоквартирных домах, действиями истца не допущено.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций правомерно отказали в иске.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 по делу N А21-11782/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центральное жилищное управление" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.