06 декабря 2018 г. |
Дело N А56-88203/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от муниципального предприятия "Всеволожское предприятие электрических сетей" Йаллы Н.В. (доверенность от 19.10.2018 N 100), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Орловской Е.В. (доверенность от 18.12.2017 N 01/367),
рассмотрев 05.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 по делу N А56-88203/2017 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Толкунов В.М.),
установил:
Муниципальное предприятие "Всеволожское предприятие электрических сетей", место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Межевая ул., д. 6-А, ОГРН 1024700557353, ИНН 4703005850 (далее - Предприятие, МП "ВПЭС"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 23.10.2017 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 121-05-Ш/17, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2018 (судья Грачева И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 решение суда первой инстанции от 26.01.2018 отменено, заявление Предприятия удовлетворено.
В кассационной жалобе и дополнении к жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит постановление от 21.05.2018 отменить, оставить в силе решение суда от 26.01.2018. Податель жалобы не согласен с выводами суда о том, что Общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании 07.11.2018 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 05.12.2018 на 15 часов 30 минут.
После отложения судебное заседание продолжено тем же составом суда.
В судебном заседании представитель Управления поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в адрес Ленинградского УФАС России поступило заявление Туманова А.С. (вх. N 7625 от 22.08.2017), представляющего интересы гражданина Лоханько В.Л., содержащего сведения о нарушении МП "ВПЭС" пунктов 90, 88 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе административного расследования УФАС было установлено, что между гражданином Лоханько В.Л. и МП "ВПЭС" заключен договор от 18.07.2016 N ОД-16/Д-216 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на принадлежащем гр. Лоханько В.Л. земельном участке по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Рахья, ул. Строителей, кадастровый квартал N 104, участок N 6, кадастровый номер: 47:07:0903004:59.
В ходе проверки выполнения потребителем технических условий Обществом превышен срок выхода на осмотр по проверке выполнения гр. Лоханько В.Л. технических условий на 10 дней, что является нарушением пункта 90 Правил N 861, а также не составило в день проведения осмотра (26.07.2017) акт о выполнении технических условий по форме согласно приложения N 15 Правил N 861.
МП "ВПЭС" 01.09.2017 осуществило повторный осмотр проверки выполнения технологических условий, по результатам которого направило (01.09.2017 б/н) гражданину Лоханько В.Л. уведомление о том, что в ходе осмотра электроустановки по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Рахья, ул. Строителей, кадастровый квартал N 104, участок N 6, кадастровый N 47:07:0903004:59 выявлено невыполнение заявителем требований технических условий по договору от 18.07.2016 N ОД-16/Д-216 и установлены следующие замечания: ответвление воздушной линии 0,4 кВ, смонтированное заявителем, выполнено с нарушениями пункта 2.3.5 ПТЭЭП (утв. приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. N 6) и пункта 6.6.5.3, пп. 2 СП 76.13330.2016 "СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства" (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. N 955/пр), а именно, крепление провода выполнено без использования натяжного зажима.
Оценив вышеуказанные обстоятельства, УФАС пришло к выводу о том, что данные действия Общества нарушают порядок технологического присоединения к электрическим сетям, установленные пунктами 88, 90 Правил N 861, в связи с чем в отношении Общества 04.10.2017 был составлен протокол об административном правонарушении применительно к части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 23.10.2017 N 121-05-Ш/17 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Предприятию административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения Предприятия к административной ответственности, не установил, оснований для признания правонарушения малозначительным, и освобождения Предприятия от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не выявлено.
Суд апелляционной инстанции повторно рассмотрел дело и установил, что в тот же день (23.10.2017) Управлением в отношении Общества было вынесено еще три постановления - N 123-05-Ш/17, N 124-05-Ш/17, N 125-05-Ш/17 за нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям, выявленные УФАС в ходе той же проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил, которыми заявитель также был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В данном случае Обществу было вменено нарушение пунктов 88, 90 Правил N 861. Констатировав, что в рассматриваемом случае Управлением вменяется нарушение Правил N 861 в отношении одного и того же потребителя по одному Договору присоединения, апелляционный суд пришел к выводу, что Общество фактически дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение, что недопустимо в соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 КоАП РФ. В силу указанных обстоятельств суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, удовлетворил заявление Общества и признал постановление УФАС незаконным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы УФАС.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 16 Правил N 861 определены существенные условия, которые должен содержать договор технологического присоединения, в том числе: перечень мероприятий по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а"); срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению (подпункт "б").
Согласно пункту 90 Правил N 861 срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
В соответствии с пунктом 82(1) Правил N 861 одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
В соответствии с пунктом 88 Правил присоединения сетевая организация вместе с актом о выполнении технических условий обязана предоставить заявителю ранее полученные от гарантирующего поставщика 2 экземпляра подписанного гарантирующим поставщиком проекта договора энергоснабжения.
Пунктом 18 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (подпункт "д").
Таким образом, срок выполнения работ по договору технологического присоединения включает в себя срок на проверку выполнения потребителем технических условий и допуск к эксплуатации прибора учета, установленного в процессе технологического присоединения.
С учетом приведенных положений, правомерен вывод апелляционный суд о том, что подпункт "д" пункта 18 Правил N 861 также включает в себя пункты 16, 90, 82(1), 88 Правил технологического присоединения.
Как указывалось выше, апелляционным судом установлено, что по факту нарушения Обществом срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленного Договором от 18.07.2016 N ОД-16/Д-216, Общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ постановлениями: N 123-05-Ш/17, N 124-05-Ш/17, N 125-05-Ш/17, за нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям, выявленные УФАС в ходе той же проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил, в отношении одного и того же потребителя, по тому же договору присоединения и за тот же период.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 по делу N А56-88657/2017, в удовлетворении заявления об оспаривании постановления УФАС от 23.10.2017 о привлечении к административной ответственности по делу об административном правонарушении N 123-05-Ш/17 Предприятию отказано.
Поскольку одним из основополагающих принципов административного права является принцип однократности привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ), суд апелляционной инстанции правильно посчитал установленное обстоятельство исключающим привлечение Общества к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение порядка технологического присоединения.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд обоснованно удовлетворили заявленные Обществом требования и признали незаконным постановление УФАС.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 по делу N А56-88203/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.