20 декабря 2018 г. |
Дело N А56-71279/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Преснецовой Т.Г.
при участии от одноличного общества с ограниченной ответственностью "А-КЕвроинвест" Петунина К.К. (доверенность от 26.03.2018), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Захматова Д.О. (доверенность от 15.01.2018) и Короть В.Н. (доверенность от 07.09.2018), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Боглачевой Л.И. (доверенность от 28.12.2017), от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Крицкой Е.А. (доверенность от 22.10.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу одноличного общества с ограниченной ответственностью "А-КЕвроинвест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 по делу N А56-71279/2017,
установил:
Одноличное общество с ограниченной ответственностью "А-КЕвроинвест", место нахождения: Республика Болгария, г. Пловдив, 4003, область Пловдив, муниципалитет Пловдив, район Северный, ул. Полковника Бонева, 13, ст. 4 ап. 8, ИНН 202916766 (далее - ОООО "А-КЕвроинвест"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), о признании самовольной постройкой объекта недвижимости - сооружение нежилое протяженностью 5 942 метра с кадастровым номером 78:00:0000000:1569, ввод в эксплуатацию - 2001 г., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Волховское направление, ж.д., лит. А.
Истец также просит установить, что решение суда по данному делу является основанием для признания недействительной (недействующей) записи в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и исключения записи из ЕГРН о праве ответчика на указанный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО, комитет), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ Росимущества), общество с ограниченной ответственностью "Метролес" (далее - ООО "Метролес").
Решением суда от 04.04.2018 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 31.07.2018 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОООО "А-КЕвроинвест" просит решение и постановление отменить передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что судами установлено, что в период 2001 - 2002 г.г. ГУП "Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта" Министерства путей сообщения Российской Федерации осуществлялась реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла, разрешение на производство строительных работ и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, документов, подтверждающих предоставление земельного участка под строительство, ответчиком не представлено.
Податель жалобы указывает, что спорный участок пути не передавался на баланс Октябрьской железной дороги, не включался в состав Третьего приёмо-отправочного пути станции Ижоры, а оставался в составе подъездного пути АОЗТ "Метролес", считает, что ОАО "РЖД" в обход требований пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) легализовало самовольную постройку 2002 года, что, по мнению подателя жалобы, нарушает имущественные права истца.
Податель жалобы ссылается на наложение объекта ОАО "РЖД" с кадастровым номером 78:00:0000000:1569 (путь перегона) на объект истца - "участок N 11" с кадастровым номером 78:37:0017409:3009 (станционный путь), указывает, что в соответствии с требованиями безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта станционные пути и пути перегонов не могут накладываться друг на друга.
Податель жалобы ссылается на нарушение норм и принципов международного права.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить решение и постановление без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОООО "А-КЕвроинвест" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ОАО "РЖД", комитета и МТУ Росимущества обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Министерством путей сообщения Российской Федерации издано распоряжение от 01.03.2011 N 37у о реконструкции Санкт-Петербургского железнодорожного узла Октябрьской железной дороги. Заместителем министра путей сообщения Российской Федерации 18.04.20001 утверждено задание на разработку проекта реконструкции Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Функции заказчика строительства возложены на ГУП "Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта".
Администрацией Санкт-Петербурга издано распоряжение от 13.02.2002 N 1717-ра "О проектировании, строительстве и реконструкции железнодорожной станции Рыбацкое, Третьего и Четвертого главных железнодорожных путей между станциями Рыбацкое и Ижоры", согласно которому ФГУП "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" разрешено осуществление проектирования, строительства и реконструкции Третьего и Четвертого главных железнодорожных путей между станциями Рыбацкое и Ижоры в границах земельного участка площадью 9,82 га, находящегося в полосе отвода железной дороги, Комитету градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга предписано выдать разрешительную документацию, на КИО возложена обязанность заключить договор аренды земельного участка в границах территории, предоставляемой для проектирования, строительство и реконструкцию железнодорожных путей и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В период 2001-2002 ГУП "Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта" осуществлена реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла Октябрьской железной дороги.
Разрешение на разработку проекта и согласование строительства выданы Комитетом по строительству и архитектуре Санкт-Петербурга, администрациями Невского и Колпинского административных районов Санкт-Петербурга, Комитетом по транспорту, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению, Комитетом экономического развития, промышленной политике и торговли, Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству, Управлением ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, государственной службой дорожного хозяйства (Росавтодор).
АО "Ленгипротранс" разработан паспорт рабочего проекта "Реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Строительство Третьего-Четвертого дополнительных главных путей на перегоне Рыбацкое - Ижоры. Развитие станций Рыбацкое и Ижоры" с пояснительной запиской к проекту. Проектом предусмотрено путевое переустройство станций Рыбацкое и Ижоры в связи со строительством Третьего-Четвертого главных путей на перегоне Рыбацкое - Ижоры. Согласно пункту 4.4. рабочего проекта установлено примыкание Третьего-Четвертого главных путей на станции Ижоры к четной горловине с занятием трассы существующих подъездных путей, расположенных рядом с главными путями. Примыкание подъездного пути АОЗТ "Метролес" предусматривается к Третьему главному пути в районе ПК170 с устройством предохранительного тупика.
В письме от 08.04.2001 АОЗТ "Метролес" выразило согласие о передаче на баланс Октябрьской железной дороге части железнодорожного подъездного пути на перегоне Рыбацкое - Ижоры при условии выполнения ремонта на оставшейся части пути.
Объект поставлен на технический учёт, ФГУП "Ростехинвентаризация" изготовлен технический паспорт объекта от 20.10.2004 на сооружение - производственно-технологический комплекс Мгинской дистанции пути.
На основании распоряжения Министерства имущества Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД" на сооружение - производственно-технологический комплекс Мгинской дистанции пути Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 15.07.2005 серии 78-АА N 315084.
Согласно акту приема-передачи зданий и сооружений ОАО "РЖД" по состоянию на 30.09.2003 ОАО "РЖД" переданы верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры, инвентарный номер 220418, земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры, инвентарный номер 210438 (N N 364, 436 в акте).
Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУИОН) составлен технический паспорт на сооружение - верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры, земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.10.2013 произведена перерегистрация права ОАО "РЖД" на имущество сооружения - производственно - технологические комплексы. В приложении к свидетельству от 22.10.2013 указано верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры и земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры.
В соответствии со справкой ГУИОН от 29.12.2012 в результате технической инвентаризации из объектов с инвентарными номерами 220418 и 210438 (верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры и земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры) сформирован единый объект недвижимости протяженностью 5 942,18 м, местонахождение: Санкт-Петербург, Волховское направление, ж.д. лит. А.
Право собственности на этот объект зарегистрировано за ОАО "РЖД" в ЕГРН, свидетельству о государственной регистрации прав от 29.12.2014 серии 78-АЗ N 490607.
ОООО "А-КЕвроинвест" является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Металлострой, ул. Заводская, д. 32, сооружение 1, лит. А, с кадастровым номером 78:37:0017409:3009 - железнодорожная ветка, подъездной железнодорожный путь "ст. Ижоры - ЛПК Усть-Славянка, ул. Заводская, дом 32", участок N 11 протяженностью 1 456 м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.12.2014.
В качестве основания регистрации права собственности указан договор купли-продажи от 28.10.2014 N 1048/14, заключенный с ООО "Метролес".
ООО "Метролес" приобрело названный объект по договору купли-продажи от 16.10.2001 N 31 в редакции дополнительного соглашения от 11.03.2013 N 1 у ОАО "Метрострой".
Истец направил ОАО "РЖД" письма от 11.11.2015, 30.11.2015, 06.03.2017 о наличии зарегистрированного права собственности на подъездной железнодорожный путь необщего пользования с кадастровым номером 78:37:0017409:3009, сообщил об использовании ОАО "РЖД" этого объекта для перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, запретил использование пути для движения железнодорожного транспорта и предложил установить вознаграждение за использование принадлежащего ему пути.
ОАО "РЖД" в ответ письмом от 21.03.2017 уведомило истца об использовании для осуществления перевозок железнодорожным транспортом Третьего главного железнодорожного пути общего пользования, право собственности ОАО "РЖД" на который зарегистрировано в ЕГРН, свидетельство о государственной регистрации права серии 78-АЗ N 490607.
ОАО "РЖД" предъявило в арбитражный суд иск о признании отсутствующим права собственности ОООО "А-КЕвроинвест" на подъездной железнодорожный путь с кадастровым номером 78:37:0017409:3009. Делу присвоен N А56-28897/2016.
Ссылаясь на то, что принадлежащий ответчику объект недвижимости с кадастровым номером 78:00:0000000:1569 является самовольной постройкой, создан путем объединения с принадлежащим истцу объектом на не отведенном для строительства земельном участке, без получения необходимых разрешений, создающим угрозу жизни и здоровью граждан, ОООО "А-КЕвроинвест" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций сослались на недоказанность истцом существенных и неустранимых нарушений градостроительных, строительных и иных норм и правил, а также на избрание истцом ненадлежащего способа защиты права, и отказали в удовлетворении требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили статью 222 ГК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с пунктами 22, 23, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 222 ГК РФ, судам необходимо учитывать следующее. Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время - ЕГРН) о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств сделали обоснованный вывод о том, что спорный объект возведен в границах земельного участка находящегося в полосе отвода железной дороги, на котором предусмотрено размещение железнодорожных путей. Суды обоснованно сочли недоказанным существенное нарушение градостроительных и иных норм и правил при возведении спорного объекта, создание спорным объектом угрозы жизни и здоровью граждан.
Суды обоснованно сослались на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права. При этом суды исходили из того, что требование о сносе спорного объекта истец не заявляет, указывает, что требование о признании объекта самовольной постройкой заявлено в целях внесения на основании решения суда записи в ЕГРН о прекращении права собственности ОАО "РЖД" на этот объект. При этом истец ссылается на то, что при реконструкции участка железной дороги - пути общего пользования, в результате которой был создан спорный объект, нарушены его права на участок пути необщего пользования (участок N 11 протяженностью 1 456 м). Исходя из оснований иска, суды обоснованно посчитали, что избранный истцом способ защиты не приведет к восстановлению его прав.
Суды также обоснованно сослались на то, что истцу, как покупателю по договору от 28.10.2014 N 1048/14, не мог быть передан железнодорожный путь необщего пользования, железнодорожное полотно которого было демонтировано, а профиль изменен в 2001-2002 г.г.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 по делу N А56-71279/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу одноличного общества с ограниченной ответственностью "А-КЕвроинвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Податель жалобы указывает, что спорный участок пути не передавался на баланс Октябрьской железной дороги, не включался в состав Третьего приёмо-отправочного пути станции Ижоры, а оставался в составе подъездного пути АОЗТ "Метролес", считает, что ОАО "РЖД" в обход требований пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) легализовало самовольную постройку 2002 года, что, по мнению подателя жалобы, нарушает имущественные права истца.
...
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили статью 222 ГК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с пунктами 22, 23, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 222 ГК РФ, судам необходимо учитывать следующее. Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2018 г. N Ф07-13968/18 по делу N А56-71279/2017