28 января 2019 г. |
Дело N А44-8277/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Автопрокат" Анисимова О.В. (директор), Ковалевой О.Г. (доверенность от 01.06.2017), от Министерства финансов Новгородской области Бойцова В.В. (доверенность от 10.04.2018),
рассмотрев 28.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автопрокат" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2018 по делу N А44-8277/2017 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автопрокат" (место нахождения: Великий Новгород, ул. Магистральная, д. 13; ОГРН 1035300277000, ИНН 5321091954; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (место нахождения: Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, оф. 478; ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776; после переименования - Министерство финансов Новгородской области; далее - Департамент финансов, Министерство финансов) 19 311 396 руб. 99 коп. убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (место нахождения: Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, оф. 167; ОГРН; 1025300795915; ИНН 5321073088; после переименования - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области; далее - Департамент транспорта, Министерство транспорта).
Решением суда первой инстанции от 16.01.2018 (судья Самарин А.Д.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.10.2018 решение суда первой инстанции изменено - с Новгородской области в лице Министерства финансов за счет средств казны Новгородской области в пользу Общества взыскано 2 287 383 руб. 19 коп. убытков, а в остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам делам, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, исковые требования правомерны и обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании представители Общества доводы жалобы поддержали, представитель Министерства финансов просил в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Общество в течение 4 квартала 2014 года и 1 квартала 2015 года осуществляло перевозку льготной категорий граждан на основании единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ).
В целях получения субсидий в счет возмещения неполученных доходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан права на проезд по ЕСПБ, Общество согласно установленному порядку представило в Департамент транспорта отчет о транспортной работе за указанные периоды.
Департамент транспорта произвел расчет субсидии, подлежащей выплате Обществу, размер которой составил 1 621 279 руб. за 4 квартал 2014 года и 1 116 831 руб. за 1 квартал 2015 года.
Общество, не согласившись с данным расчетом, полагая, что задолженность с учетом фактически выплаченных денежных средств составляет 19 311 396 руб. 99 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, проверив расчет Общества и признав за ним право на компенсацию убытков в заявленном размере, иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, установив, что произведенный Обществом расчет суммы убытков неверен, а расчет Департамента транспорта соответствует установленному порядку, изменил решение суда первой инстанции, снизив подлежащую взысканию сумму убытков до 2 287 383 руб.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в частности, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ.
Законом Новгородской области от 02.06.2009 N 540-ОЗ "О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок" (действие приостановлено Законом Новгородской области от 26.02.2015 N 719-ОЗ; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 540-ОЗ) предусмотрено, что граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях (пункт 1 статьи 1); форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования ЕСПБ, срок их действия, порядок распределения между перевозчиками выручки от продажи ЕСПБ устанавливается Правительством Новгородской области (пункт 2 статьи 1).
Во исполнение названного областного закона Администрация Новгородской области постановлением от 29.12.2005 N 519 (действие приостановлено постановлением Правительства Новгородской области от 27.03.2015 N 120; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям) утвердила Положение о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами, согласно пункту 3 которого право на приобретение проездных билетов имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория области.
Порядок предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области, утвержден постановлением Администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка им регламентируется предоставление субсидий перевозчикам отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ в соответствии с постановлением Администрации области от 29.12.2005 N 519, на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права на проезд по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета.
В силу пункта 4 Порядка субсидия предоставляется при наличии у перевозчика договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, а также при условии заключения не позднее I квартала текущего финансового года либо не позднее одного месяца с даты заключения договора (в случае заключения договора в течение года) соглашения о предоставлении субсидии между Департаментом и перевозчиком, обязательным условием которого является согласие перевозчика на осуществление Департаментом транспорта как главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения перевозчиком условий, целей и порядка ее предоставления. Типовая форма соглашения утверждается приказом Департамента.
Расчет объема субсидии осуществляется в соответствии с пунктами 6 и 7 Порядка на основании отчетных данных о транспортной работе, представляемых перевозчиком.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, принимая во внимание приведенные положения статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона N 540-ОЗ, постановлений Администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 и от 16.03.2009 N 65, а также упомянутые разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, расходное обязательство по финансированию предоставления субсидий перевозчикам отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ, возникло у Новгородской области.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что согласно представленному Министерством транспорта во исполнение определения суда от 25.07.2018 расчету субсидии за 4 квартал 2014 года и 1 квартал 2015 года (с уточнением от 24.09.2018 N ТС-4571-И) задолженность областного бюджета перед Обществом составляет 2 287 383 руб. 19 коп.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами, суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции, взыскав в пользу Общества с Новгородской области указанную сумму понесенных им расходов.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что при отсутствии доказательств реального количества перевезенных лиц, обладающих правом льготного проезда, Общество не представило объективных доказательств, свидетельствующих о причинении ему убытков в виде недополученных доходов, связанных с перевозкой пассажиров льготных категорий в 2014 и 2015 годах, в большем размере.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2018 по делу N А44-8277/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автопрокат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, принимая во внимание приведенные положения статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона N 540-ОЗ, постановлений Администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 и от 16.03.2009 N 65, а также упомянутые разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, расходное обязательство по финансированию предоставления субсидий перевозчикам отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ, возникло у Новгородской области."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2019 г. N Ф07-16372/18 по делу N А44-8277/2017