28 января 2019 г. |
Дело N А13-17901/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сергеевой И.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Город Вологда" "Вологдазеленстрой" Рыжовой И.Н. (доверенность от 29.10.2018),
рассмотрев 23.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Город Вологда" "Вологдазеленстрой" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.02.2018 (судья Лукенюк О.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 (судьи Чередина Н.В., Зорина Ю.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-17901/2017,
установил:
Администрация города Вологды, место нахождения: 160035, Вологодская обл., г. Вологда, Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация), обратилась в арбитражный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования "Город Вологда" "Вологдазеленстрой", место нахождения: 160014, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Мудрова, д. 40, ОГРН 1023500879192, ИНН 352501065 (далее - Предприятие), об истребовании объекта недвижимого имущества - нежилых помещений площадью 198,3 кв. м с кадастровым номером 35:24:0202002:377, расположенных в здании по адресу: г. Вологда, ул. Мира, д. 11.
Решением суда первой инстанции от 20.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.09.2018, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие в лице конкурсного управляющего, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Предприятие, извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в собственности муниципального образования "Город Вологда" находится нежилое помещение общей площадью 198,3 кв. м с кадастровым номером 35:24:0202002:377, расположенное в подвале здания по адресу: г. Вологда, ул. Мира, д. 11.
Согласно постановлению Администрации от 01.10.2012 N 5712 и акту приема-передачи от 01.10.2012 за Предприятием закреплены на праве хозяйственного ведения нежилые помещения с номерами 6, 7, 19, 19а, 20, 21, 25, 26 общей площадью 194,2 кв. м, расположенные в подвале нежилого здания по адресу: г. Вологда, ул. Мира, д. 11. В установленном порядке право хозяйственного ведения не зарегистрировано.
Решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 N 434 указанное нежилое здание включено в список памятников истории и архитектуры, принятых под государственную охрану республиканского значения.
Спорные подвальные помещения на основании решения Вологодской городской Думы от 26.06.2007 включены в перечень объектов культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27.12.1991, и необходимы для обеспечения осуществления муниципальным образованием "Город Вологда", установленных федеральными законами полномочий.
Администрацией и Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области 11.12.2009 заключено охранное обязательство N 00-Ф-197-09 в отношении указанного нежилого здания.
Из кадастрового паспорта на данный объект от 04.09.2013 и извлечений из технического паспорта на нежилые помещения по состоянию на 15.11.2010 следует, что переданные Предприятию нежилые помещения ранее входили в состав нежилого помещения с кадастровым номером 35:24:0202002:384 общей площадью 552,5 кв. м, право собственности на который зарегистрировано за муниципальным образованием "Город Вологда" 19.10.2005.
На основании постановления Администрации от 06.10.2014 N 7450 нежилые помещения подвала с кадастровым номером 35:24:0202002:384 разделены на нежилые помещения с кадастровым номером 35:24:0202002:430 общей площадью 209,7 кв. м, нежилые помещения с кадастровым номером 35:24:0202002:431 общей площадью 142,9 кв. м и спорные нежилые помещения (6, 7, 19-21, 25, 26, 31-37) с кадастровым номером 35:24:0202002:377 общей площадью 198,3 кв. м. Государственная регистрация права муниципальной собственности на образованные при разделе объекты с кадастровыми номерами 35:24:0202002:430, 35:24:0202002:431, 35:24:0202002:377 произведена 25.10.2014.
В связи с произведенными перепланировками нумерация помещений была изменена. Истребуемые Администрацией помещения подвала соответствуют переданным Предприятию нежилым помещениям N 6, 7, 19, 19а, 20, 21, 25, 26.
В соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 01.06.2017 N 885 постановление Администрации от 01.10.2012 N 5712 признано утратившим силу.
Администрация, полагая, что спорный объект находится во владении Предприятия в отсутствие правовых оснований, обратилась в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, признали требования обоснованными и удовлетворили иск.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Податель жалобы считает, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что право хозяйственного ведения на спорный объект возникло у Предприятия с момента передачи имущества, но его регистрация невозможна ввиду несоответствия технической документации; у Администрации отсутствовали законные основания для распоряжения переданным в хозяйственное ведение имуществом.
Отказывая в удовлетворении иска суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сослались на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, и в этой связи возникает с момента его государственной регистрации.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что право хозяйственного ведения на спорный объект у Предприятия не возникло.
Поскольку права на спорное имущество у Предприятия отсутствуют, то есть имущество не может считаться закрепленным за ответчиком, то муниципальное образование, как собственник имущества, может принимать решения в отношении данного имущества, в том числе отменять ранее принятые ненормативные правовые акты по распоряжению спорным объектом, которые не привели к возникновению соответствующих правовых последствий.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Предприятия законных оснований для владения спорным объектом и правомерно удовлетворили иск.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.02.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 по делу N А13-17901/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Город Вологда" "Вологдазеленстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении иска суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сослались на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, и в этой связи возникает с момента его государственной регистрации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2019 г. N Ф07-16465/18 по делу N А13-17901/2017
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16465/18
28.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16465/18
10.10.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3659/18
21.09.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3659/18
20.02.2018 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-17901/17