31 января 2019 г. |
Дело N А56-18739/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Бобарыкиной О.А. и Кустова А.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" Сунхаровой Т.Х. (доверенность от 20.08.2018), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" Бас О.С. (доверенность от 11.01.2019 N 101), Наровской Л.Н. (доверенность от 09.01.2019 N 17),
рассмотрев 30.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 по делу N А56-18739/2018 (судьи Несмиян С.И., Жукова Т.В., Попова Н.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада", место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Казанская ул., д. 4, лит. А, пом. 3Н, ОГРН 1147847277852, ИНН 7840510987 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 54, ОГРН 1037825019044, ИНН 7811064872 (далее - Учреждение), 570 441 руб. 10 коп. задолженности, состоящей из повышающего коэффициента к плате за коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, за период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года.
Решением суда первой инстанции от 20.06.2018 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 18.10.2018 решение от 20.06.2018 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, считая обжалуемый судебный акт незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда от 18.10.2018, решение суда первой инстанции от 20.06.2018 оставить без изменения.
По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Как полагает податель жалобы, из буквального толкования положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), системного толкования положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть установлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке.
Податель жалобы считает, что Учреждение (собственник) не подтвердило наличие приборов учета в спорных жилых помещениях, а также отсутствие технической возможности их установки. Таким образом, как полагает заявитель, применение Обществом повышающего коэффициента при расчете стоимости потребленного коммунального ресурса в спорных жилых помещениях соответствует закону.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить в силе обжалуемый судебный акт, считая его обоснованным и законным.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Учреждения возражали против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, часть жилых помещений в которых является собственностью Санкт-Петербурга. Квартиры заселены гражданами на основании договоров найма. Управляющая организация начисляет плату за коммунальные услуги и выставляет счета для оплаты нанимателям.
В рамках настоящего дела Общество заявило требования о взыскании с Учреждения денежных средств в виде оплаты повышающего коэффициента по услугам холодного и горячего водоснабжения в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, за период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года.
Суд первой инстанции удовлетворил иск полностью, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и отказал в иске.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Правоотношения по оказанию коммунальных услуг в жилых домах регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами N 354.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В пункте 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В силу абзаца третьего пункта 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603) при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к данным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Законом N 261-ФЗ, пунктом 5 статьи 13 которого установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Проанализировав приведенные нормативные положения, суды двух инстанций сделали вывод о том, что собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение помещений приборами учета используемых ресурсов, а в случае отсутствия таких приборов учета с 01.07.2016 при расчете платы за коммунальные услуги применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела судами установлено, что переданные нанимателям жилые помещение по адресам, указанным истцом в расчете, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, приборами учета горячей воды не оснащены, что повлекло начисление Учреждению как представителю собственника повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года.
Между тем, действующее законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (пункты 42, 69 Правил N 354).
Как следует из части 3 статьи 153 и части 4 статьи 155 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги лишь до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Поскольку в части 1 статьи 157 ЖК РФ и пункте 42 Правил N 354 говорится о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, а в настоящем случае установлено, что жилые помещения заселены нанимателями, взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника не представляется возможным. Публичный собственник не пользуется жилыми помещениями и соответствующей коммунальной услугой.
При данных обстоятельствах апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции, установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Нормы материального права применены судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 по делу N А56-18739/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к обстоятельствам настоящего дела судами установлено, что переданные нанимателям жилые помещение по адресам, указанным истцом в расчете, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, приборами учета горячей воды не оснащены, что повлекло начисление Учреждению как представителю собственника повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года.
Между тем, действующее законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (пункты 42, 69 Правил N 354).
Как следует из части 3 статьи 153 и части 4 статьи 155 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги лишь до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Поскольку в части 1 статьи 157 ЖК РФ и пункте 42 Правил N 354 говорится о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, а в настоящем случае установлено, что жилые помещения заселены нанимателями, взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника не представляется возможным. Публичный собственник не пользуется жилыми помещениями и соответствующей коммунальной услугой."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2019 г. N Ф07-16746/18 по делу N А56-18739/2018
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2019 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 280-ПЭК19
31.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16746/18
18.10.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19810/18
20.06.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18739/18