14 февраля 2019 г. |
Дело N А66-6925/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" Негрич А.И. (доверенность от 22.01.2018 N 16),
рассмотрев 13.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2018 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А66-6925/2018,
установил:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", место нахождения: 115432, Москва, 4062-й Проектируемый проезд, д. 6, стр. 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075, в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, место нахождения: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - ГЖИ), от 14.03.2018 N 600/ОГ-18.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное межрайонное предприятие электрических сетей "Тверьгорэлектро", место нахождения: 170008, г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 27, ОГРН 1026900572522, ИНН 6903004705 (далее - МУП "Тверьгорэлектро").
Решением суда первой инстанции от 03.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.10.2018, заявленные Обществом требования удовлетворены, предписание ГЖИ от 14.03.2018 N 600/ОГ-18 признано недействительным.
В кассационной жалобе ГЖИ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 03.07.2018 и постановление от 14.03.2018, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, размер платы за приостановление предоставления коммунальной услуги по электроснабжению для гражданина - потребителя электрической энергии должен исчисляться в соответствии с пунктом 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N 442) или же не начисляться вовсе до момента утверждения Правительством Российской Федерации порядка исчисления такой платы; поскольку Правительством Российской Федерации до настоящего времени не утвержден порядок оплаты и размер расходов на введение ограничения, приостановление и возобновление предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, то в силу положений статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по аналогии при начислении платы за введение ограничения, приостановление и возобновление предоставления коммунальной услуги следует применять пункт 20 Правил N 442.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу ГЖИ - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам приведенным в отзыве.
МУП "Тверьгорэлектро", ГЖИ, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседании, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 16.02.2018 N 600/ОГ-18 в связи с поступлением обращения гражданина Алексеева С.В., проживающего по адресу: г. Тверь, Черкасская ул., по вопросу введения ограничения (приостановления) коммунальной услуги по электроснабжению ГЖИ проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом требований жилищного законодательства, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), по результатам которой 14.03.2018 составлен акт N 600/ОГ-18.
По результатам проведения проверки ГЖИ выявила нарушение Обществом положений пункта 20 Правил N 442, в связи с чем выдала Обществу предписание от 14.03.2018 N 600/ОГ-18, согласно которому Обществу предписано выполнить перерасчет размера платы за ввод приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению по адресу: г. Тверь, Черкасская ул., д. 100, исходя из пункта 20 Правил N 442.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные Обществом требования и признали оспариваемое предписание ГЖИ недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого части 1 стать 38 Закона N 35-ФЗ запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 354.
Согласно подпункту "д" пункта 32 Правил N 354 исполнитель - организация, предоставляющая потребителю коммунальные услуги - вправе, в том числе приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном указанными Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 114 раздела XI "Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг" Правил N 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены указанными Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил N 354).
Пунктом 119 Правил N 354 предусмотрен порядок ограничения или приостановления предоставления исполнителем коммунальной услуги в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги.
Согласно пункту 121 (1) Правил N 354 расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия.
Судами двух инстанций установлено, что Общество осуществляет предоставление коммунальных услуг по электроснабжению жилого дома N 100 по улице Черкасской в городе Твери и является исполнителем коммунальных услуг для собственников жилых помещений в этом доме.
В связи с наличием у гражданина Алексеева С.В., проживающего в доме на указанной улице, 7791 руб. 20 коп. задолженности по оплате электрической энергии Общество 13.01.2017 направило Алексееву С.В. предупреждение N 65801 с просьбой погасить имеющуюся задолженность, в котором также предупредило гражданина, что в случае непогашения задолженности с 28.03.2017 в соответствии с пунктом 119 Правил N 354 будет приостановлено предоставление коммунальной услуги по электроснабжению.
Представленной в материалы копией почтового уведомления о вручении подтверждается получение гражданином Алексеевым С.В. 27.01.2017 указанного предупреждения.
Поскольку задолженность гражданином - потребителем электроэнергии не была погашена, 28.03.2017 в отношении потребителя введено ограничение режима потребления электроэнергии, о чем составлен акт N 75.
Алексееву С.В. 11.10.2017 было направлено извещение N 1257 о приостановлении предоставления коммунальной услуги энергоснабжения, а 02.10.2017 - претензия N 39-2084 об оплате 2 264 руб. 96 коп. задолженности, представляющей собой расходы, связанные с введением ограничения, приостановления и возобновления предоставления коммунальной услуги потребителю - должнику.
Судами двух инстанций установлено и сторонами не оспаривается соблюдение Обществом установленного Правилами N 354 порядка ограничения и приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению потребителю Алексееву С.В. в связи с наличием у него задолженности по оплате коммунальной услуги в размере, соответствующем положениям пункта 118 Правил N 354.
Основанием для вынесения ГЖИ оспариваемого предписания послужило то, что сумма расходов исполнителя, связанных с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику в размере 2 264 руб. 96 коп., выставленная к уплате должнику-потребителю, не соответствует требованиям пункта 20 Правил N 442. ГЖИ указывает, что размер указанных расходов должен рассчитываться с учетом ограничений, установленных пунктом 20 Правил N 442, при отсутствии регулирования размера таких расходов в Правилах N 354.
Правила N 442 устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно пункту 20 Правил N 442 инициатор введения ограничения, являющийся гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или производителем электрической энергии на розничном рынке, вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" и подпункте "д" пункта 2 указанных Правил, компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и возобновлению подачи электрической энергии, а также с совершением им действий, предусмотренных Правилами N 442.
В соответствии с абзацем четвертым названного пункта Правил N 442 размер компенсации понесенных инициатором введения ограничения расходов, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, не может превышать 10 000 рублей (для граждан - потребителей электрической энергии - 1000 рублей).
Как указано в пунктах 17 и 17 (1) Правил N 442 введение ограничения режима потребления в отношении индивидуальных предпринимателей, граждан - потребителей электрической энергии, за исключением граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Правилами N 442.
Введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, как обоснованно указали суды двух инстанций, исходя из толкования указанных пунктов Правил N 442 введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с Правилами N 354.
Довод ГЖИ о применении положений пункта 20 Правил N 442 применительно к рассматриваемой ситуации по аналогии судом кассационной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
Как видно из материалов дела, приказом Общества от 30.12.2016 N 274-р в целях упорядочивания расчетов при взимании платы с потребителей за выполнение работ по ограничению (возобновлению) электропотребления, проведенных МУП "Тверьгорэлектро" на 2017 год, утверждена калькуляция затрат на ограничение (возобновление) режима потребления электрической энергии потребителя общества с использованием автовышки.
Сумма указанных расходов с учетом упомянутой калькуляции составила 2264 руб. 96 коп., указанный расчет сторонами не оспаривался.
С учетом изложенного суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о недействительности оспариваемого предписания ГЖИ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств по делу, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03.07.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 по делу N А66-6925/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для вынесения ГЖИ оспариваемого предписания послужило то, что сумма расходов исполнителя, связанных с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику в размере 2 264 руб. 96 коп., выставленная к уплате должнику-потребителю, не соответствует требованиям пункта 20 Правил N 442. ГЖИ указывает, что размер указанных расходов должен рассчитываться с учетом ограничений, установленных пунктом 20 Правил N 442, при отсутствии регулирования размера таких расходов в Правилах N 354.
...
Введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, как обоснованно указали суды двух инстанций, исходя из толкования указанных пунктов Правил N 442 введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с Правилами N 354."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 февраля 2019 г. N Ф07-17570/18 по делу N А66-6925/2018
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17570/18
02.10.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7793/18
03.07.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-6925/18
24.04.2018 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-6925/18