26 февраля 2019 г. |
Дело N А21-3959/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - федеральное бюро технической инвентаризации" в лице обособленного структурного подразделения - Калининградского филиала Уколова А.С. (доверенность от 16.07.2018)
рассмотрев 26.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - федеральное бюро технической инвентаризации" в лице обособленного структурного подразделения - Калининградского филиала на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2018 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И. и Юрков И.В.) по делу N А21-3959/2018,
установил:
акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - федеральное бюро технической инвентаризации", место нахождения: г. Москва, проспект Вернадского, дом 37 корпус 2, ОГРН 5167746159785, ИНН 9729030514 (далее - Ростехинвентаризация), в лице обособленного структурного подразделения - Калининградского филиала, обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным представления Прокурора Славского района Калининградской области от 21.12.2017 N 230ж/17 (далее - Прокурор), об устранении нарушения требований жилищного законодательства и законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Славский городской округ", место нахождения: 238600, Калининградская область, Славский район, город Славск, Калининградская улица, дом 10, ОГРН 1023902005995, ИНН 3924000079 (далее - Администрации), Прокуратура Калининградской области, место нахождения: 236029, Калининград, улица Горького, дом 4, ОГРН 1023901020582, ИНН 3906028635 (далее - Прокуратура).
Решением суда первой инстанции от 31.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.10.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Ростехинвентаризация, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление.
В судебном заседании представитель Ростехинвентаризации поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, основанием для внесения оспариваемого представления Прокурора послужило обращение Администрации о признании незаконным отказа Ростехинвентаризации в предоставлении информации.
В ходе проверки было установлено, что Администрация неоднократно обращалась к заявителю с запросами о предоставлении в распоряжение межведомственной комиссии технических паспортов на объекты жилищного строительства, в отношении которых рассматривается вопрос о признании их аварийными. Администрацией также направлялись запросы о предоставлении копий технических паспортов на жилые дома в целях постановки их на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Славским отделением Калининградского филиала Ростехинвентаризации Администрации было отказано в предоставлении указанных сведений с указанием на то, что данная услуга является платной (ответы от 19.09.2017, от 03.11.2017, от 17.11.2017 и от 19.12.2017).
В адрес Ростехинвентаризации Прокурором 15.01.2018 внесено оспариваемое представление, которым предлагалось рассмотреть его в месячный срок, принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц Славского отделения Калининградского филиала Ростехинвентаризации к дисциплинарной ответственности, рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры Славского района, о результатах уведомить прокуратуру не позднее месяца с момента получения представления.
Не согласившись с вынесенным представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций проверили оспариваемый ненормативный акт на соответствие его действующему законодательству Российской Федерации и не установив оснований, предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ отказали Ростехинвентаризации в удовлетворении заявления.
Заслушав пояснения представителя заявителя, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015 (вопрос 19), указано, что само по себе представление прокуратуры не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут обжаловаться в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В силу статьи 19 (части 1 и 4) Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищный фонд, то есть совокупность всех находящихся на территории Российской Федерации жилых помещений, подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 (далее - Положение N 1301), технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).
В соответствии с пунктом 14 Положения N 1301 учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. Отчуждение архивов БТИ не допускается.
Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 15 Положения N 1301).
Такой порядок определен Постановлением Правительства Калининградской области от 12.11.2013 N 834 "Об утверждении Порядка доступа и выдачи информации из архивов специализированных государственных и муниципальных организаций технической инвентаризации - унитарных предприятий, служб, управлений, центров, бюро, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области" (далее - Порядок N 834).
Пунктом 8 Порядка N 834 установлено, что по запросам уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебных и правоохранительных органов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации информация об объектах, имеющаяся в организациях технической инвентаризации, предоставляется бесплатно в течение десяти дней с даты обращения, если иное не установлено действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 14 Порядка N 834 установлен перечень документов, выдаваемых бесплатно по запросам уполномоченных органов местного самоуправления.
Пунктом 17 Порядка N 834 также перечислены основания для отказа в выдаче информации:
1) не представлен документ, подтверждающий оплату выдаваемой информации (кроме случаев, когда информация в соответствии с действующим законодательством должна предоставляться бесплатно);
2) содержание запроса не позволяет однозначно идентифицировать объект, информация о котором интересует данное лицо, и у организации технической инвентаризации отсутствует возможность уточнить содержание запроса;
3) с запросом обратилось ненадлежащее лицо.
Таким образом, по смыслу приведенных положений информация об объектах, имеющаяся в организациях технической инвентаризации, по запросам, в том числе органов местного самоуправления в целях реализации их полномочий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, по общему правилу предоставляется бесплатно. Изъятие из приведенного правила должно быть нормативно установлено. Приведенное подателем жалобы толкование пункта 8 Порядка N 854, как правильно указал суд апелляционной инстанции, ошибочно, и противоречит воле и логике законодателя.
В настоящем случае Прокурором и судами установлено, что Администрация обращалась к заявителю в целях реализации полномочий, предоставленных действующим законодательством Российской Федерации, а именно пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ и частью 2 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Доказательств, подтверждающих обращение Администрации с превышением своих полномочий материалы дела не содержат, приведенные нормативные акты не предусматривают платность обращения органов местного самоуправления в указанных целях.
В связи с чем суды пришли к правомерному выводу о законности оспариваемого представления.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018 по делу N А21-3959/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - федеральное бюро технической инвентаризации" в лице обособленного структурного подразделения - Калининградского филиала - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.