05 марта 2019 г. |
Дело N А66-17930/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В.,
при участии от Местной религиозной организации Общины Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери Шульжук Е.М. (доверенность от 25.08.2017), Ступина И.В. (доверенность от 25.08.2017), Симантовской М.Ю. (доверенность от 24.01.2019), от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Воробьевой Ю.А. (доверенность от 25.07.2018 N 325), от администрации города Твери Репиной О.Ю. (доверенность от 27.02.2017 N 195), Воробьевой Ю.А. (доверенность от 01.10.2018 N 122),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Местной религиозной организации Общины Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери на определение Арбитражного суда Тверской области от 10.07.2018 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-17930/2017,
установил:
Местная религиозная организация Община Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери, место нахождения: 170008, Тверская обл., г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 14А, ОГРН 1026900001105, ИНН 6904021654 (далее -Община), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Новоторжская ул., д. 1, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057 (далее - Департамент), выраженного в письме от 15.08.2017 N 30/5023-и, в предоставлении в безвозмездное пользование нежилых помещений общей площадью 251,7 кв. м, расположенных по адресу: г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 14А; передаче для осуществления уставной деятельности и использования под храм указанных нежилых помещений в безвозмездное пользование сроком на 20 лет; обязании Департамента не позднее десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить соответствующий проект постановления администрации города Твери (далее - Администрация), а также подготовить и направить в адрес Общины проект договора о передаче в безвозмездное пользование для осуществления уставной деятельности и использования под храм муниципального недвижимого имущества - нежилых помещений по указанному выше адресу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; религиозная организация "Тверская и Кашинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)", место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 10, ОГРН 1026900006198, ИНН 6905024753 (далее - Епархия); общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация", место нахождения: 170003, Тверская обл., г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 2, каб. 12, ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179 (далее - Общество).
Решением от 15.06.2018 (судья Белов О.В.) признан незаконным отказ Департамента в предоставлении в безвозмездное пользование Общины спорных нежилых помещений; на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (без указания конкретного способа такого устранения); в части требования передать помещения в безвозмездное пользование Общины производство по делу прекращено.
15.06.2018 Община обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о вынесении дополнительного решения по не рассмотренному, по мнению заявителя, требованию об обязании Департамента не позднее десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу подготовить соответствующий проект постановления Администрации, а также подготовить и направить в адрес Общины проект договора о передаче Общине для осуществления уставной деятельности и использования под храм указанных выше нежилых помещений в безвозмездное пользование.
Определением от 10.07.2018 в принятии дополнительного решения отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 данное определение оставлено без изменения; решение от 15.06.2018 отменено в части признания недействительным отказа Департамента в предоставлении муниципальных нежилых помещений в безвозмездное пользование Общины; в удовлетворении заявления в указанной части отказано; в остальной части решение от 15.06.2018 оставлено без изменения.
Община в кассационной жалобе просит отменить постановление от 17.10.2018, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и оставить в силе решение от 15.06.2018 в части признания недействительным отказа Департамента в предоставлении в безвозмездное пользование Общины спорных нежилых помещений. По мнению подателя жалобы, вывод апелляционного суда о нераспространении на отношения сторон Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ), поскольку спорные нежилые помещения не могут расцениваться как имущество религиозного назначения, противоречит части 1 статьи 12, пункту 1 части 1 статьи 8 этого Закона, а также выводам, содержащимся в судебных актах по делу N А66-11986/2016; при направлении оспариваемого отказа Департамент также руководствовался положениями Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ; в любом случае независимо от назначения спорного имущества у ответчика имеется обязанность предоставить его в безвозмездное пользование Общине для осуществления уставной деятельности исходя из положений Федерального закона от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Кроме того, Община в кассационной жалобе также просит отменить определение арбитражного суда первой инстанции от 10.07.2018 об отказе в принятии дополнительного решения, ссылаясь на то, что требование об обязании Департамента подготовить соответствующий проект постановления Администрации и проект договора о передаче помещений в безвозмездное пользование было заявлено Общиной как самостоятельное; считая, что суд первой инстанции в случае несогласия с таким способом устранения допущенных нарушений прав заявителя должен был отказать в удовлетворении данного требования.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая правильным вывод апелляционного суда о том, что спорные помещения не относятся к имуществу религиозного назначения, на которое распространяются положения Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ; указывая, что судебными актами по делу А66-11986/2016 статус спорного имущества применительно к названному Закону не устанавливался; соглашаясь с судами в части отсутствия процессуальных оснований для вынесения дополнительного решения.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу также возражает против ее удовлетворения по аналогичным мотивам.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить без изменения постановление апелляционного суда, считая, что установленными судами обстоятельствами подтверждается несоответствие спорных помещений статье 2 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.01.2019 рассмотрение кассационной жалобы было отложено. После отложения рассмотрение жалобы продолжено судом в том же составе.
До начала настоящего судебного заседания в суд от Епархии поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с невозможностью обеспечить явку представителя, занятого в другом арбитражном процессе.
Представители Общины возразили против отложения рассмотрения кассационной жалобы. Представитель Департамента считал ходатайство подлежащим удовлетворению. Представитель Администрации разрешение вопроса об удовлетворении ходатайства оставил на усмотрение суда.
Суд кассационной инстанции, заслушав мнения представителей участников процесса, рассмотрев заявленное ходатайство Епархии об отложении судебного заседания, с учетом установленных статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации особенностей рассмотрения дела в суде кассационной инстанции пришел к выводу об оставлении его без удовлетворения ввиду отсутствия предусмотренных статьей 158 Кодекса оснований.
По существу спора представители Общины поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Департамента и Администрации против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзывах.
Епархия и Общество о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом отклонения ходатайства Епархии не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации от 13.05.2015 N 656 и приказа Департамента от 20.05.2015 N 709/р Департамент и Община заключили договор от 21.05.2015 безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом - нежилыми помещениями общей площадью 251,7 кв. м, расположенными по адресу: г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 14А, для осуществления уставной деятельности и использования под храм сроком по 21.05.2016.
В связи с истечением 21.05.2016 срока действия договора безвозмездного пользования Община обратилась в Департамент с заявлением от 07.04.2016 о передаче в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения общей площадью 251,7 кв. м для использования под храм в соответствии с уставной деятельностью.
Письмом от 19.08.2016 N 01/5119-и Администрация сообщила заявителю о согласовании 15.08.2016 комиссией по эффективному использованию муниципального имущества города Твери (далее - Комиссия) продления договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями на один год и подготовке проекта соответствующего распорядительного акта.
В дальнейшем письмом от 19.09.2016 N 30/7969-и Департамент сообщил Общине об отказе с 20.10.2016 от договора от 21.05.2015, продленного по истечении указанного в нем срока на неопределенный срок; предложил не позднее 01.11.2016 передать муниципальное имущество.
30.01.2017 Община вновь обратилась в Департамент с заявлением о передаче в безвозмездное пользование сроком на двадцать лет части здания Церкви "Храм Новомучеников Российских" с входящими в его состав нежилыми помещениями общей площадью 251,7 кв. м и составляющими в совокупности единый храмово-культовый комплекс, для осуществления уставной деятельности и использования под храм.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А66-11986/2016 удовлетворено заявление Общины в части признания незаконным бездействия Департамента по непринятию решений по заявлениям Общины от 07.04.2016 и 30.01.2017; на Департамент возложена обязанность рассмотреть данные заявления и принять по ним соответствующие решения.
Во исполнение данных судебных актов Департамент письмом от 15.08.2017 N 30/5023-и сообщил об отказе продолжать договорные отношения с Общиной и заключить договор о передаче муниципального недвижимого имущества в безвозмездное пользование, сославшись на решение Комиссии от 30.08.2016, направление уведомления о прекращении с 20.10.2016 договора от 21.05.2015 безвозмездного пользования. Кроме того, Департамент сослался на пункт 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ, указав, что решением Арбитражного суда Тверской области от 20.06.2017 по делу N А66-2516/2017 Община выселена из нежилых помещений.
Община, считая, что данный отказ Департамента предоставить ей в безвозмездное пользование имущество, используемое религиозной организаций для осуществления уставной деятельности, противоречит положениям Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Как установлено судами в ходе рассмотрения спора и подтверждается материалами дела, распоряжением Комитета по управлению имуществом города Твери (далее - Комитет) от 01.08.96 N 310 (в редакции распоряжения от 02.09.96 N 348) предписано передать в безвозмездное пользование правопредшественнику Общины помещение "Красного уголка" площадью 110 кв. м, расположенное по ул. Ротмистрова, д. 14а, сроком на пять лет.
На основании данных распоряжений Комитет и правопредшественник Общины заключили договор от 30.08.96 N 853 аренды помещения площадью 153,6 кв. м для использования под дом милосердия сроком по 01.08.2001.
Распоряжением Комитета от 12.09.97 N 550 срок аренды продлен до 01.08.2011.
В дальнейшем, поскольку переданное помещение находилось в неудовлетворительном состоянии, заявителем проведены строительные работы, в результате которых возведено строение Храма Новомучеников Российских.
Актом государственной приемочной комиссии от 17.12.2002, утвержденным постановлением главы города Твери от 31.12.2002 N 3394, принято в эксплуатацию одноэтажное кирпичное здание Храма Новомучеников Российских общей площадью 205,8 кв. м по ул. Ротмистрова, д. 14а Московского района. Актом государственной приемочной комиссии от 20.12.2004 принят в эксплуатацию после реконструкции Храм Новомучеников Российских по тому же адресу.
Соглашением сторон от 20.05.2015 в связи с передачей имущества в безвозмездное пользование договор от 30.08.96 N 853 аренды нежилого помещения расторгнут с 21.05.2015.
Департамент и Община заключили договор от 21.05.2015 передачи в безвозмездное пользование нежилых помещений общей площадью 251,7 кв. м сроком на один год. Впоследствии договор был возобновлен на неопределенный срок и в настоящее время в связи с односторонним отказом Департамента от него прекращен.
Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ определен порядок безвозмездной передачи в собственность или в безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, понятие которого содержится в статье 2 Закона.
По смыслу указанной нормы, к имуществу религиозного назначения относится такое недвижимое имущество, которое изначально было построено для осуществления деятельности религиозных организаций.
Поскольку изначально правопредшественнику Общины по договору аренды было предоставлено помещение Красного уголка, не предназначавшееся для осуществления видов религиозной деятельности, а здание, в котором расположены спорные нежилые помещения, было создано в результате реконструкции в 2002-2004 годах, что не оспаривается истцом, апелляционный суд правомерно пришел к выводу об отсутствии у Общины права на передачу ей данных помещений в безвозмездное пользование на основании Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ.
Довод подателя жалобы о неприменении апелляционным судом части 1 статьи 12 названного Федерального закона подлежит отклонению. Согласно указанной норме в порядке, предусмотренном данным Законом, религиозной организации может быть безвозмездно передано в собственность имущество, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступлении в силу этого Закона перепрофилировано, реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов религиозной деятельности и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование. Одним из условий применения данной нормы является нахождение перепрофилированного имущества в безвозмездном пользовании религиозной организации на день вступления в силу Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ. Приведенной нормой предусматривается передача такого имущества религиозной организации только в собственность, в связи с чем предполагается, что на момент обращения религиозной организации к уполномоченному органу с соответствующим заявлением безвозмездное пользование не прекращено. Между тем в данном случае до заключения договора от 21.05.2015 безвозмездного пользования муниципальным имуществом оно находилось в пользовании Общины на основании договора аренды от 30.08.96 N 853. В своих обращениях Община просила предоставить ей нежилые помещения в безвозмездное пользование сроком на 20 лет, а не передать их в собственность. В настоящее время имеются вступившие в законную силу судебные акты по делу N А66-2516/2017 о выселении Общины из спорных нежилых помещений в связи с прекращением договора безвозмездного пользования.
При таком положении в признании незаконным оспариваемого отказа Департамента предоставить нежилые помещения в безвозмездное пользование апелляционным судом отказано правильно.
Что касается определения арбитражного суда первой инстанции от 10.07.2018 об отказе в принятии дополнительного решения, то оснований для его отмены также не имеется.
Суд первой инстанции правомерно расценил, что требование, которое, по мнению заявителя, не рассмотрено судом и по которому не вынесено никакого решения, не является самостоятельным, а заявлено Общиной в качестве способа устранения допущенных нарушений (восстановления) ее прав. Определение судом в случае удовлетворения требования, заявленного в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иного, чем просил заявитель, способа устранения нарушения прав не означает изменение по своей инициативе заявленных требований. Кроме того, в связи с признанием не подлежащим удовлетворению требования Общины в части оспаривания отказа Департамента и с учетом приведенных выше мотивов не имеется оснований ни для дополнительного рассмотрения, ни для удовлетворения иных требований, указанных Общиной в поданном в арбитражный суд заявлении.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые определение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Община уплатила государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 07.11.2018 N 68.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 10.07.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 по делу N А66-17930/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Местной религиозной организации Общины Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери - без удовлетворения.
Возвратить Местной религиозной организации Общине Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери, место нахождения: 170008, Тверская обл., г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 14а, ОГРН 1026900001105, ИНН 6904021654, из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод подателя жалобы о неприменении апелляционным судом части 1 статьи 12 названного Федерального закона подлежит отклонению. Согласно указанной норме в порядке, предусмотренном данным Законом, религиозной организации может быть безвозмездно передано в собственность имущество, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступлении в силу этого Закона перепрофилировано, реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов религиозной деятельности и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование. Одним из условий применения данной нормы является нахождение перепрофилированного имущества в безвозмездном пользовании религиозной организации на день вступления в силу Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ. Приведенной нормой предусматривается передача такого имущества религиозной организации только в собственность, в связи с чем предполагается, что на момент обращения религиозной организации к уполномоченному органу с соответствующим заявлением безвозмездное пользование не прекращено. Между тем в данном случае до заключения договора от 21.05.2015 безвозмездного пользования муниципальным имуществом оно находилось в пользовании Общины на основании договора аренды от 30.08.96 N 853. В своих обращениях Община просила предоставить ей нежилые помещения в безвозмездное пользование сроком на 20 лет, а не передать их в собственность. В настоящее время имеются вступившие в законную силу судебные акты по делу N А66-2516/2017 о выселении Общины из спорных нежилых помещений в связи с прекращением договора безвозмездного пользования.
...
При подаче кассационной жалобы Община уплатила государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 07.11.2018 N 68."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2019 г. N Ф07-16901/18 по делу N А66-17930/2017
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16901/18
17.10.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6810/18
25.09.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6812/18
07.09.2018 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6818/18
15.06.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-17930/17