17 апреля 2019 г. |
Дело N А13-6889/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Н.В., судей Константинова П.Ю., Филиппова А.Е.,
при участии от индивидуального предпринимателя Щапина А.Н. представителя Анпилова Д.С. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 15.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.10.2018 (судья Курпанова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 (судьи Романова А.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-6889/2018,
установил:
индивидуальный предприниматель Щапин Александр Николаевич, ОГРНИП 308352512500024, обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Комус", место нахождения: 162130, Вологодская обл., Сокольский р-н, г. Сокол, Вологодская ул., д. 12, ОГРН 1083537000722, ИНН 3527014621 (далее - Общество), о понуждении к исполнению обязательств по договору по приему, хранению и размещению отходов производства и потребления от 10.12.2017 N 09-у/о-17 (далее - Договор) (требования заявлены с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "АкваЛайн", место нахождения: 160012, г. Вологда, Козленская ул., д. 119А, оф. 401, ОГРН 1123536001357, ИНН 3510008972, Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, место нахождения: 160012, г. Вологда, Советский пр., д. 80Б, ОГРН 1103525002680, ИНН 3525236925 (далее - Департамент), и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, Зосимовская ул., д. 65, ОГРН 1043500072230, ИНН 3525141575.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.10.2018 предпринимателю отказано в удовлетворении исковых требований.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение от 22.10.2018 и постановление от 26.12.2018 изменить, исключить из них выводы о законности одностороннего отказа Общества от исполнения Договора.
Департамент направил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые акты без изменения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Кассационная жалоба в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Обществом (исполнитель) и предпринимателем (заказчик) заключен Договор, в соответствии с которым исполнитель взял на себя обязательства оказывать услуги по приему, хранению и размещению отходов производства и потребления заказчика, имеющих IV-V класс опасности, в объеме не более 1400 куб. м в месяц (далее - отходы), крупногабаритного мусора в объеме, не более 1500 куб. м в месяц и снега в объеме не более 50 куб. м на полигоне, расположенном по адресу: Вологодская обл., г. Сокол, у ст. Сухона, а заказчик взял на себя обязательства оплачивать услуги в порядке и на условиях заключенного Договора.
Согласно пункту 1.2 Договора в состав услуг входит следующий комплекс работ: визуальный и документальный контроль отходов, доставляемых на полигон, прием, хранение и размещение их на объекте по технологии и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ссылаясь на то, что 17.04.2018 и 10.06.2018 сотрудниками Общества на полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) не были допущены транспортные средства, принадлежащие предпринимателю, для разгрузки и последующего захоронения отходов, он обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В удовлетворении искового заявления суд первой инстанции отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и рассмотрев приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций, полно и всесторонне оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами по делу, руководствуясь положениями статей 12, 309, 310, 421, 422, пункта 1 статьи 396, пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 об ответственности за нарушение обязательств", абзаца 3 пункта 1 и пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приняли законные и обоснованные судебные акты.
Судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности предпринимателем факта нарушения обязательств по Договору со стороны Общества, учитывая то, что акты от 17.04.2018 и 10.06.2018 составлены в одностороннем порядке, подписаны неустановленными лицами. При этом в материалах дела имеются доказательства исполнения Обществом обязательств.
Судебные акты не обжалуются предпринимателем в части вывода, сделанного в резолютивной части решения. Как пояснил предприниматель, он не согласен с мотивировочной частью судебных актов в отношении законности отказа принятия отходов, образованных на иной территории, нежели Сокольский муниципальный район.
Вместе с тем указанный довод предпринимателя рассмотрен судами и получил надлежащую оценку.
В силу статей 1-3, 4.1, 9, 12, 13.2-21, 24.8-24.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) принципами государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества, использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
Подпунктом "г" пункта 4 Требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 N 197, пунктами 5, 6 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130, установлено, что в состав территориальной схемы входят среди прочего разделы нахождения источников образования отходов и места накопления отходов, а также схемы потоков отходов.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Вологодской области, утверждена приказом Департамента, уполномоченного на разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, от 29.12.2016 N 174 с последующими изменениями (далее - Территориальная схема).
Согласно Территориальной схеме и приложению к ней В1 "Перспективная логистика" на полигоне ТБО в городе Соколе, эксплуатируемом Обществом, предусмотрено захоронение отходов, образующихся в Сокольском районе Вологодской области.
На момент заключения Договора Территориальная схема была утверждена и размещена на сайте Департамента.
На основании вышеуказанных нормативных актов суды пришли к правильному выводу о том, что отходы, образующиеся в городе Вологде и Вологодской области, собираемые предпринимателем, должны поступать на иные полигоны, указанные в Территориальной схеме, и отклонили его довод о том, что Территориальная схема подлежит применению только во взаимоотношениях с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, к которым Общество не относится.
Согласно подпункту "з" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" региональный оператор является лицом, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не в праве отказываться от заключения таких договоров.
Суды установили, что между ответчиком и обществом с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" (региональным оператором) 10.04.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. В связи с указанным суды верно заключили, что Общество обязано соблюдать схему потоков отходов, предусмотренную Территориальной схемой.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства установлены в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.10.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 по делу N А13-6889/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Щапина Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Васильева |
Судьи |
Н.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.