16 мая 2019 г. |
Дело N А26-8979/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Гежиной А.А. (доверенность от 07.05.2019 N 130-д), от общества с ограниченной ответственностью "Эксклюзив-Лес" Круглова М.К. (доверенность от 11.01.2019), Разумовской О.В. (доверенность от 30.01.2019),
рассмотрев 15.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксклюзив-Лес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.10.2018 (судья Дружинина С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 (судьи Жиляева Е.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А26-8979/2016,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (после переименования - Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия), место нахождения: 185035, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эксклюзив-Лес", место нахождения: 186434, Сегежский район, поселок Валдай, улица Октябрьская, дом 46, ОГРН 1071006000361, ИНН 1006008590 (далее - Общество), о взыскании 1 205 374 руб. ущерба, причиненного лесам незаконной рубкой.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.01.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2017 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.02.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Эксклюзив-Лес" просит решение от 02.10.2018 и постановление от 11.02.2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование своих требований Общество ссылается на недоказанность факта совершения ответчиком правонарушения, а также выражает несогласие с объемом и расчетом вменяемого лесонарушения.
Истец в письменном отзыве на жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы по основаниям приведенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, Общество арендует лесной участок площадью 9 761,2 га, с кадастровым номером 10:11:09 07 04:73, расположенный на территории Воренжского участкового лесничества в Беломорском районе Республики Карелия на основании договора аренды от 16.08.2011 N 145-з, заключенного с Министерством, в целях заготовки древесины.
24.03.2014 Обществом подана лесная декларация об использовании лесов для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке, в том числе на территории делянки 6 выдела 24 квартала 164 Воренжского участкового лесничества. Декларация принята Министерством (письмо от 28.03.2014 N 350).
Министерством в лице лесничего Хвойного лесничества произведен осмотр мест рубок указанной делянки по результатам которого выявлен факт оставления на лесосеке не вывезенной в установленный срок древесины. Иных нарушений лесного законодательства не установлено. По результатам осмотра составлен акт контрольного осмотра мест рубок от 27.05.2015 N 27.
По результатам дешифрирования данных съемки дистанционного мониторинга (дата съемки - 18.08.2015) Министерство 25.01.2016 установило факт незаконной рубки деревьев в 50-метровой водоохранной зоне вдоль ручья на территории спорной делянки.
По результатам осмотра Министерством составлен акт от 01.06.2016, в соответствии с которым на территории спорной делянки обнаружен участок незаконной рубки деревьев в 50-метровой водоохранной зоне (защитная полоса вдоль ручья), площадью 0,43 га, объемом 75,861 кбм; ориентировочно незаконная рубка совершена в период с 03.04.2014 по 18.08.2015; размер причиненного лесному хозяйству ущерба составил 1 205 374 руб.
Постановлением СО ОМВД России по Беломорскому району от 18.07.2016 в возбуждении уголовного дела по факту незаконной рубки отказано.
В адрес Общества Министерством направлена претензия от 01.08.2016 N 1061 с предложением возместить вменяемый ущерб.
В связи с оставлением Обществом претензии без удовлетворения Министерство обратилось с иском в суд.
При первоначальном рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанции, посчитав недоказанными виновность действий Общества и причинно-следственную связь между действиями ответчика и причиненным ущербом лесному фонду Российской Федерации, в удовлетворении иска отказали.
При повторном рассмотрении дела, учтя указания суда кассационной инстанции, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке (часть 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление N 21) разъяснено, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
В соответствии с нормами статьи 1064 ГК РФ и статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", толкование которых содержится в пункте 35 Постановления N 21, вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Из пункта 2 статьи 1064 ГК РФ следует презумпция вины причинителя вреда, а отсутствие вины должно быть доказано причинителем вреда.
Согласно пункту 16 Постановления N 21 незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства. Рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 104 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 ЛК РФ.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, действующим в спорный период, утверждены Правила заготовки древесины, которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации (далее - Правила N 337, Правила).
Согласно пункту 10 Правил N 337 заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.
Перечень лесонарушений, недопустимых при заготовке древесины, закреплен в пункте 13 Правил N 337.
Запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев (подпункт "е" пункта 13 Правил).
В соответствии с пунктами 18, 19 Правил N 337 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Из материалов дела следует, что вменяемое ответчику лесонарушение заключается в незаконной рубке лесных насаждений в водоохранной зоне, выявленное по результатам дистанционного мониторинга использования лесов и подтвержденное по результатам натурной проверки.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, а именно: материалы дистанционного мониторинга, карточку дешифрирования мест использования лесов, акт осмотра от 01.06.2016, абрис незаконной рубки, схему нарушения лесного законодательства на спорной делянке, суды первой и апелляционной инстанции правомерно указали, что Общество как арендатор лесного участка на основании соответствующего договора несет ответственность за отвод лесных участков в рубку; некачественный отвод ответчиком делянок привел к рубке деревьев, не подлежащих рубке, что повлекло возникновение ущерба, причиненного лесному фонду в заявленном размере.
Установив совокупность обстоятельств для привлечения Общества к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда лесному фонду, суды правомерно удовлетворили исковые требования Министерства.
Доводы подателя кассационной жалобы были исследованы и правомерно отклонены судами предыдущих инстанций, поскольку не опровергают обстоятельств, связанных с совершением нарушения лесного законодательства и возникновением ущерба и не являются основанием для освобождения арендатора лесного участка от ответственности.
Расчет ущерба проверен судом первой инстанции и признан правильным и соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", а также постановлению Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947 (действовавшим в период совершения правонарушения (18.08.2015, акт осмотра от 01.06.2016).
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 по делу N А26-8979/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксклюзив-Лес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 104 ЛК РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 ЛК РФ.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, действующим в спорный период, утверждены Правила заготовки древесины, которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации (далее - Правила N 337, Правила).
...
Расчет ущерба проверен судом первой инстанции и признан правильным и соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", а также постановлению Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947 (действовавшим в период совершения правонарушения (18.08.2015, акт осмотра от 01.06.2016)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2019 г. N Ф07-4612/19 по делу N А26-8979/2016
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4612/19
11.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31284/18
02.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-8979/16
02.11.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7688/17
19.04.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4565/17
23.01.2017 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-8979/16