29 мая 2019 г. |
Дело N А56-128959/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Капитал-М" Матюшина А.С. (директор, решение от 02.07.2018), Тунгусова А.Н. (доверенность от 19.05.2019 N 1), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Мушкетова Е.М. (доверенность от 15.11.2018 N 155), от общества с ограниченной ответственностью "Новые коммунальные технологии" Саркисяна А.В. (доверенность от 08.11.2018), от открытого акционерного общества "Транспортно-логистический комплекс" Ноздрачевой А.Ю. (доверенность от 28.09.2017), от общества с ограниченной ответственностью "Спутник" Пивень А.С. (доверенность от 05.02.2019),
рассмотрев 22.05.2019 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и общества с ограниченной ответственностью "Капитал-М" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2018 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-128959/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спутник", место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, Левашовский пр., д. 12, лит. А, пом. 1 Н, комн. 64, ОГРН 1127847419259, ИНН 7813541400 (далее - ООО "Спутник"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 09.10.2018, принятых по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Капитал-М" (далее - ООО "Капитал-М").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Транспортно-логистический комплекс" (далее - ОАО "ТЛК") Мариничев А.И.; ООО "Капитал-М", место нахождения: 650000, г. Кемерово, Красная ул., д. 10, кв. 34, ОГРН 1174205031351, ИНН 4205363813; конкурсный (залоговой) кредитор - общество с ограниченной ответственностью "Новые коммунальные технологии", место нахождения: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, Железнодорожная ул., д. 5А, каб. 1, ОГРН 1177847238942, ИНН 7813283206 (далее - ООО "НКТ"); оператор электронной торговой площадки - акционерное общество "Новые информационные сервисы", место нахождения: 119019, Москва, Пречистенская наб., д. 45/1, стр. 1, пом. I этаж 3, комн. 21, ОГРН 1127746228972, ИНН 7725752265.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019, оспоренные решение и предписание УФАС признаны недействительными.
УФАС и ООО "Капитал-М" обратились с кассационными жалобами на решение от 20.11.2018 и постановление от 28.01.2019 Податели жалоб, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, просят отменить названные решение и постановление и отказать ООО "Спутник" в удовлетворении заявления.
ООО "Капитал-М" полагает, что суды не дали оценки всей совокупности действий организатора торгов (ООО "Спутник"), который систематически умышленно и под искусственными предлогами в течение всей процедуры торгов осуществлял действия, направленные на ограничение в предоставлении информации потенциальным участникам торгов.
Управление в своей кассационной жалобе настаивает на нарушении ООО "Спутник" требований пунктов 9 и 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
Кроме того, податели жалоб выражают несогласие с выводами судов об отсутствии у ООО "Капитал-М" права на обжалование рассматриваемых торгов в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), основанными на доводах о формальном оспаривании действий организатора торгов без цели защиты законного интереса. По мнению подателей жалоб, поведение ООО "Капитал-М" как в ходе проведения торгов, так и в последующем свидетельствовало об обратном.
В судебном заседании представители Управления и ООО "Капитал-М" поддержали доводы своих кассационных жалоб, а представители ООО "Спутник", ООО "НКТ" и ОАО "ТЛК" возражали против их удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ранее решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2017 по делу N А56-4456/2017 ОАО "ТЛК" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Мариничев А.И.
Собранием кредиторов должника от 27.03.2018 утверждено положение о порядке, условиях и сроках продажи имущества должника (в том числе, имущества, являющегося предметом залога), в качестве организатора торгов утверждена специализированная организация ООО "Спутник".
Организатором торгов (ООО "Спутник") были назначены торги по продаже имущества должника на 14.08.2018; период приема заявок был установлен с 09.07.2018 по 10.08.2018. В связи с отсутствием заявок данные торги признаны несостоявшимися (решение от 10.08.2018).
В последующем ООО "Спутник" по поручению конкурсного управляющего назначило на 25.09.2018 повторные торги по продаже имущества должника, период приема заявок был определен с 20.08.2018 по 21.09.2018.
В период этапа приема заявок в рамках повторных торгов Управление направило ООО "Спутник" уведомление от 19.09.2018 N 78/28326/18 о поступлении жалобы ООО "Капитал-М" на действия организатора торгов и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
На основании части 12 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ ООО "Спутник" приостановило проведение указанных торгов до рассмотрения Управлением названной жалобы по существу.
Решением УФАС от 09.10.2018 жалоба ООО "Капитал-М" признана обоснованной; в действиях организатора торгов признано нарушение требований пунктов 9 и 10 статьи 110 Закона N 127-ФЗ, выразившееся в том, что 07.09.2018 во время ознакомления с документами на реализуемое имущество должника организатор торгов (ООО "Спутник") не предоставил ООО "Капитал-М" договоры аренды, заключенные между должником и ООО "НКТ".
В тот же день, 09.10.2018, УФАС выдало ООО "Спутник" предписание об устранении в срок до 22.10.2018 допущенных нарушений, а именно: отменить решение от 25.09.2018 N 3812-оаоф1/2 о признании несостоявшимися торгов в форме аукциона по продаже имущества ОАО "ТЛК"; отменить протокол от 25.09.2018 N 3812-оаоф/1 об определении участников торгов в форме аукциона по продаже имущества ОАО "ТЛК"; опубликовать существенные условия договоров, являющиеся предметом лота; обеспечить возможность ознакомления с имуществом в соответствии с требованиями Закона N 127-ФЗ; продлить срок подачи заявок на участие в торгах таким образом, чтобы с даты размещения внесенных изменений до даты окончания подачи заявок на участие в торгах он составлял семь дней; представить доказательства исполнения настоящего предписания в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его исполнения.
Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС, ООО "Спутник" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в данном случае у антимонопольного органа правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения и выдачи оспариваемого предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационные жалобы Управления и ООО "Капитал-М" не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Порядок реализации имущества должника в ходе процедуры банкротства установлен в статьях 110, 111 и 139 Закона N 127-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона N 127-ФЗ продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 названного Закона с учетом особенностей, определенных статьей 139.
Статьей 110 названного Закона установлена процедура продажи предприятия должника, под которым понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 110 Закона N 127-ФЗ продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
В пункте 10 статьи 110 Закона N 127-ФЗ приведен перечень сведений, которые должны содержаться в сообщении о продаже предприятия.
Судами двух инстанций установлено, что в текстах публикаций о продаже имущественного комплекса должника была отражена вся необходимая информация, предусмотренная пунктом 10 статьи 110 Закона N 127-ФЗ, в том числе содержалась подробная информация о месте и порядке возможного ознакомления с документами, относящимися к реализуемому на торгах имуществу.
Оспоренным решением УФАС организатору торгов вменено нарушение положений пункта 10 статьи 110 Закона N 127-ФЗ на основании выводов о том, что отсутствие в сообщении о продаже имущества информации о цене договоров аренды, заключенных между ОАО "ТЛК" и ООО "НКТ", и необеспечение потенциальному участнику торгов ознакомления с недостающей информацией в совокупности свидетельствуют о нарушении указанной нормы.
Оценивая данный вывод Управления, суды двух инстанций установили наличие в тексте публикаций о торгах информации обо всех обременениях спорных договоров (срок их действия, вид обременения и лицо, в пользу которого оно установлено).
Также судами обоснованно были приняты во внимание судебные акты по делу N А56-4456/2017, в которых давалась оценка полноте, своевременности и достоверности сведений, размещенных в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, в газете "Коммерсантъ" и местном издании о проводимых торгах имущественного комплекса должника.
Относительно отсутствия иной информации об условиях спорных договоров (в частности о размере арендной платы) суды двух инстанций указали на возможность получения дополнительной информации путем ознакомления потенциальным участником торгов с соответствующими договорами (пункт 14 статьи 110 Закона N 127-ФЗ).
Данный вывод судов является правильным.
Положения статьи 110 Закона N 127-ФЗ не конкретизируют объем подлежащих публикации сведений, однако устанавливают обязательность отражения сведений о порядке ознакомления с имуществом должника. Из анализа данной нормы следует, что объявление о проведении торгов выполняет информационную функцию и содержащиеся в нем сведения должны быть достаточными для того, чтобы лица, действительно заинтересованные в приобретении имущества, могли получить информацию о составе имущества и имели возможность связаться с организатором торгов с целью ознакомления с имуществом, а также получения дополнительных сведений, необходимых для принятия решения об участии (неучастии) в торгах.
Отклоняя доводы Управления о нарушении ООО "Спутник" положений пункта 9 статьи 110 Закона N 127-ФЗ, выразившиеся в непредоставлении представителю ООО "Капитал-М" для ознакомления спорных договоров, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 14 статьи 110 Закона N 127-ФЗ организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной этим Законом.
Организатор торгов обязан обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов (пункт 9 статьи 110 Закона N 127-ФЗ).
Как справедливо отмечено судами, несмотря на то, что действующее законодательство не устанавливает срок, в течение которого организатор торгов обязан согласовать ознакомление с документами должника и обеспечить его осмотр заинтересованными лицами, данные действия осуществляются организатором торгов в разумный срок с учетом конкретных обстоятельств, принципов разумности и добросовестности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Спутник" и ООО "Каптал-М" в результате переписки установили ознакомление с документами на реализуемое имущество должника на 07.09.2018. В указанную дату организатор торгов предоставил ООО "Капитал-М" на ознакомление документы, относящиеся к имущественному комплексу должника. Данное обстоятельство признано Управлением и не опровергалось ООО "Капитал-М".
Единственная претензия со стороны ООО "Капитал-М", поддержанная Управлением, выражалась в непредоставлении ООО "Спутник" договоров аренды, заключенных должником с ООО "НКТ". В качестве доказательства данного утверждения Управление в своем решении сослалось на видеозапись (флэшноситель), предоставленную ООО "Капитал-М".
Разрешая спор, суды двух инстанций оценили указанное доказательство (т. 4 л.д. 7) и установили, что данная запись (продолжительностью 1,5 мин.) подтверждает только отказ представителя организатора торгов от принятия участия в видеосъемке.
Усматриваемое, по мнению Управления, из видеозаписи пассивное поведение сотрудника ООО "Спутник" в ходе ознакомления с документами не подтверждает факт отсутствия конкретных документов, предоставленных на ознакомление 07.09.2018.
Очевидно, что указанная видеозапись, на которой не зафиксирован отказ в предоставлении запрашиваемых документов, не может свидетельствовать о препятствии со стороны ООО "Спутник" в ознакомлении ООО "Капитал-М" со спорными документами. Иных доказательств в обоснование намеренного воспрепятствования организатором торгов с ознакомлением испрашиваемых договоров Управление в оспоренном решении не приводит и не ссылается на наличие таковых в материалах рассматриваемого дела.
При этом со своей стороны ООО "Спутник" был представлен Журнал ознакомления с документами от 07.09.2018, содержащий замечание представителя ООО "Капитал-М", скрепленное его подписью, из которого следует, что при спорном ознакомлении отсутствовал только один запрашиваемый документ - оригинал договора аренды, заключенного между ОАО "ТЛК" и ООО "НКТ" (т. 2, л.д. 250).
На основании имеющихся в материалах дела доказательств суды установили, что с целью предоставления единственного недостающего оригинала договора аренды ООО "Спутник" были предложены ООО "Капитал-М" три дополнительных даты для ознакомления с документами - 14.09.2018, 20.09.2018 и 21.09.2018. Однако представитель ООО "Капитал-М" в указанные дни на ознакомление с документами не явился, что не отрицалось им в ходе рассмотрения жалобы Управлением, а также в рамках настоящего дела. Принимая во внимание неявку представителя ООО "Капитал-М" на повторное ознакомление с документами 14.09.2018, организатор торгов предпринял действия по оцифрованию всех спорных договоров аренды и направлению 19.09.2018 их копий на электронную почту ООО "Капитал-М".
На основании всесторонней оценки имеющихся в деле доказательств, характеризующих поведение как организатора торгов, так и ООО "Капитал-М", суды пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "Спутник" создало все необходимые условия для реализации заинтересованным лицом права на получение информации об имуществе должника и как, следствие, об отсутствии в действиях организатора торгов вменяемых ему нарушений Закона N 127-ФЗ.
Вместе с тем следует согласиться с доводами подателей жалоб о неверном выводе суда апелляционной инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае у Управления полномочий на рассмотрение жалобы ООО "Капитал-М" на действия организатора торгов при продаже имущества должника.
Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества определены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ.
Статьей 18.1 названного Закона определен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
В части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Применительно к рассматриваемому случаю Управление согласилось с доводами жалобы ООО "Капитал-М", не усмотрев при этом недобросовестного (злонамеренного) поведения со стороны последнего. То обстоятельство, что суды дали иную (чем УФАС) оценку действиям ООО "Капитал-М", не свидетельствует об отсутствии у Управления полномочий по принятию и рассмотрению жалобы по правилам статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ.
Однако ошибочные в указанной части выводы апелляционного суда не привели к неправильному принятию постановления от 28.01.2019.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов по настоящему делу, не установлено. С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб Управления и ООО "Капитал-М".
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019 по делу N А56-128959/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и общества с ограниченной ответственностью "Капитал-М" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Применительно к рассматриваемому случаю Управление согласилось с доводами жалобы ООО "Капитал-М", не усмотрев при этом недобросовестного (злонамеренного) поведения со стороны последнего. То обстоятельство, что суды дали иную (чем УФАС) оценку действиям ООО "Капитал-М", не свидетельствует об отсутствии у Управления полномочий по принятию и рассмотрению жалобы по правилам статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ.
Однако ошибочные в указанной части выводы апелляционного суда не привели к неправильному принятию постановления от 28.01.2019."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2019 г. N Ф07-3424/19 по делу N А56-128959/2018
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3424/19
28.01.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32784/18
28.01.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32782/18
18.01.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32784/18
17.01.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32779/18
20.11.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-128959/18
24.10.2018 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-128959/18
19.10.2018 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-128959/18