07 июня 2019 г. |
Дело N А56-125189/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" Батагова А.Б. (доверенность от 16.07.2018 N юр-153/17-Д), от Государственной административно-технической инспекции Дегтяренко А.А. (доверенность от 17.12.2018),
рассмотрев 05.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2018 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Юрков И.В.) по делу N А56-125189/2018,
установил:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", место нахождения: 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29, ОГРН 1027802505279, ИНН 7804040077 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция, ГАТИ), от 19.09.2018 N 2874 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 3/18 от 25.07.2018, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019, постановление ГАТИ от 19.09.2018 N 2874 изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа снижен до 255 000 руб.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушения и считает, что им были своевременно приняты меры к благоустройству фасада здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50, лит. А. Однако по независящим от Учреждения причинам (ввиду действий государственных органов, от которых зависела выдача разрешений на производство работ по благоустройству) в отсутствие соответствующего разрешения произвести ремонт здания не представлялось возможным.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.07.2018 специалистом ГАТИ проведен осмотр территории, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50, лит. А, в результате которого выявлено административное правонарушение, выразившееся в неосуществлении обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно: на оштукатуренных и окрашенных фасадах частично утрачены окрасочный и штукатурный слои (протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 20.07.2018).
По факту выявленного правонарушения должностным лицом ГАТИ 25.07.2018 в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 3/18, предусмотренном пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70.
Постановлением ГАТИ от 19.09.2018 N 2874 Учреждение признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановление, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного административного правонарушения (пункт 3 статьи 20 Закона N 273-70), не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, при этом посчитал возможным применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и уменьшить размер административного штрафа до 255 000 руб.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Учреждения не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 2, пункту 3 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" собственники объектов капитального строительства обязаны осуществлять мероприятия по содержанию фасадов этих объектов в соответствии с правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга постановлением от 09.11.2016 N 961 утвердило Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга, приложением N 5 к которым определен Перечень мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 8.2 Перечня при осуществлении содержания фасадов обеспечивается поддержание их технического состояния.
Согласно пунктам 8.4.1, 8.4.4 Перечня мероприятия по содержанию фасадов включают в себя проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных обследований технического состояния фасадов, текущий ремонт фасадов, осуществляемый путем восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски (за исключением полной окраски поля стены); текущий ремонт фасадов осуществляется путем замены и восстановления архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов, в том числе оконных заполнений.
В силу пункта 8.6 Перечня текущий ремонт и капитальный ремонт фасадов осуществляются, в том числе, на основании колерного бланка фасадов, выдаваемого Комитетом по градостроительству и архитектуре в срок, не превышающий 30 дней после поступления заявления лица, на которого возложены обязанности по содержанию фасадов.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Учреждение, в распоряжении которого находится объект капитального строительства - здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50, лит. А, не осуществило обязанности по текущему ремонту его фасада, допустив отслоения штукатурного и окрасочного слоев стены.
Неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70.
Вина заявителя констатирована судами в соответствии с критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Оценив доводы Учреждения об отсутствии вины во вменяемом ему правонарушении, суды заключили, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительство Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга".
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении суды не установили.
Нарушений срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не допущено.
Суды также мотивированно отклонили доводы о возможности применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения.
При этом суд первой инстанции, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, посчитал возможным уменьшить размер административного штрафа с 500 000 руб. до 255 000 руб., с чем согласился и суд апелляционной инстанции. Оснований для переоценки названного вывода судов у кассационной инстанции не имеется (в данной части судебные акты не обжалуются).
Доводы Учреждения о повторном привлечении заявителя к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение были предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены. В данном случае, как верно указали суды, постановлением Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 23.04.2018 N 4/18 прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении ведущего инженера Учреждения Тимофеева А.В. При этом оспариваемое в рамках настоящего дела постановление ГАТИ от 19.09.2018 N 2874 вынесено в отношении Учреждения за правонарушение, которое было выявлено при проведении осмотра территории 20.07.2018.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А56-125189/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.