11 июня 2019 г. |
Дело N А42-4727/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Преснецовой Т.Г., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.11.2018 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 (судьи Жиляева Е.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А42-4727/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Полюс Авто", место нахождения: 183010, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Декабристов, д. 4/22, оф. 7, ОГРН 1145190012087, ИНН 5190038930 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска, место нахождения: 183012, Мурманская обл., г. Мурманск, пр. Ленина, д. 77, ОГРН 1145190012087, ИНН 5190038930 (далее - Комитет), изложенного в письме от 21.03.2018 N 14-05-03/1815, об отказе в подготовке проекта постановления администрации города Мурманска (далее - Администрация) о предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002015:2193 для строительства станции технического обслуживания автотранспортных средств; обязании Комитета устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением от 08.11.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 данное решение оставлено без изменения.
Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, по смыслу положений статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) и статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) срок до 01.03.2018 установлен не для направления заявления заинтересованным лицом, а для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка; возможность подготовки и издания органом местного самоуправления распорядительного акта о предоставлении земельного участка без проведения торгов под строительство после 01.03.2018 не предусмотрена законом; суд первой инстанции не указал способ устранения нарушенного права заявителя с учетом характера спора и норм действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 26.02.2015 N 502 Обществу утвержден акт выбора земельного участка ориентировочной площадью 1900 кв. м в районе здания N 17 по Рогозерской улице Октябрьского административного округа г. Мурманска для строительства объекта "Станция технического обслуживания автотранспортных средств на 1 пост". Пунктом 3 постановления заявителю предписано выполнить кадастровые работы в отношении земельного участка, обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, после постановки земельного участка на кадастровый учет ходатайствовать о предоставлении земельного участка под строительство.
Пунктом 4 указанного постановления срок его действия определен в три года. В пункте 5 указано, что по истечении срока действия постановление утрачивает силу; компенсация средств на проведение кадастровых работ заявителю не производится.
04.09.2015 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 51:20:0002015:2193.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 26.02.2018 о предоставлении земельного участка под строительство станции технического обслуживания на основании постановления Администрации от 26.02.2015 N 502. Указанное заявление поступило в Комитет 06.03.2018.
Письмом от 21.03.2018 N 14-05-03/1815 Комитет сообщил Обществу о невозможности подготовки проекта постановления Администрации о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства, поскольку заявление Общества поступило в Комитет 06.03.2018, то есть по истечении трехгодичного срока действия постановления Администрации от 26.02.2015 N 502, в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ на основании данного постановления земельный участок мог быть предоставлен без проведения торгов до 01.03.2018.
Общество, считая данный отказ Комитета незаконным, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято до 01.03.2015, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
С 01.03.2015 земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду в порядке, предусмотренном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно статьям 39.3, 39.6 названного Кодекса по общему правилу продажа таких земельных участков осуществляется и договор аренды заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Вместе с тем статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ установлены переходные положения. Согласно пункту 1 названной статьи до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Суды, признавая оспариваемый отказ незаконным и удовлетворяя требования Общества, исходили из того, что на основании постановления Администрации от 26.02.2015 N 502 Общество было вправе ходатайствовать о предоставлении ему земельного участка под строительство после постановки участка на государственный кадастровый учет в любой день в течение трехлетнего срока действия данного постановления, то есть по 26.02.2018 включительно; поскольку заявление о предоставлении земельного участка было подано 26.02.2018, в последний день действия постановления Администрации от 26.02.2015 N 502, в силу положений статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации оно считается поданным в срок, в связи с чем у Комитета не имелось оснований для отказа Обществу в предоставлении земельного участка.
Между тем судами не учтено следующее.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 99-О, положения пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, принятые в рамках законодательных изменений порядка предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости, обеспечивают - на основании баланса частных и публичных интересов - необходимую в таких случаях разумную преемственность ранее возникших отношений по предоставлению земельных участков, основанных на принятии уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, данные переходные положения направлены на завершение ранее начатой процедуры предоставления земельного участка под строительство во избежание ущемления прав заинтересованного лица, своевременно выразившего волю на предоставление ему земельного участка и предпринявшего необходимые меры для оформления своих прав на земельный участок, в связи с существенным изменением законодательно устанавливаемого порядка предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
По смыслу положений пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ после 01.03.2015 земельный участок может быть предоставлен в аренду без проведения торгов в соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) при соблюдении одновременно следующих условий: решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.03.2015; такое решение принято не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов осуществляется до 01.03.2018. При этом согласно статье 32 Кодекса (в редакции до 01.03.2015) решение о предоставлении земельного участка должно было быть принято уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня поступления заявления заинтересованного лица.
Как видно из материалов дела и установлено судами, акт о выборе Обществу земельного участка для строительства объекта "Станция технического обслуживания автотранспортных средств на 1 пост" утвержден постановлением Администрации от 26.02.2015 N 502. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.09.2015. С заявлением о предоставлении данного земельного участка под строительство на основании постановления Администрации от 26.02.2015 N 502 Общество обратилось 26.02.2018, в последний день действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, по истечении более двух с половиной лет после постановки земельного участка на кадастровый учет. При этом Обществом не приведены никакие доводы и не представлены доказательства в обоснование и подтверждение наличия каких-либо объективных обстоятельств, воспрепятствовавших ему подать заявление о предоставлении земельного участка в разумные сроки, которые позволили бы завершить процедуру предоставления земельного участка в аренду до окончания переходного периода (до 01.03.2018).
Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 27.06.2014, в Собрании законодательства РФ - 30.06.2014. Таким образом, уже на момент принятия постановления Администрации от 26.02.2015 N 502 Обществу могло и должно было быть известно об особенностях оформления прав на земельные участки в переходный период и о наличии законодательно установленных предельно допустимых сроков, до истечения которых могут применяться ранее действовавшие процедуры предоставления земельных участков.
При таких обстоятельствах следует признать, что одного только факта направления Обществом соответствующего заявления в пределах трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта недостаточно для предоставления ему на основании такого решения земельного участка в целях строительства без проведения торгов после 01.03.2018.
С учетом изложенного выводы судов об отсутствии у Комитета оснований для отказа Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка являются ошибочными.
Поскольку судами при рассмотрении дела были неправильно применены нормы материального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене. В то же время, так как все существенные для дела обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции полномочен в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 по делу N А42-4727/2018 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Полюс Авто" отказать.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.