10 июня 2019 г. |
Дело N А21-10277/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 04.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 13" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.11.2018 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу N А21-10277/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 13", место нахождения: 236023, Калининград, Советский проспект, дом 49, помещение XVIII, ОГРН 1153926030840, ИНН 3906971960 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство), о признании недействительными предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 14.06.2018 N ЖК-2/1090/АДА.
Решением суда первой инстанции от 26.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.02.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в связи с поступившим обращением жильца многоквартирного дома N 29-33 расположенного на улице Алябьева в Калининграде (далее - МКД) Министерством на основании приказа от 29.05.2018 N 2337 в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения им лицензионных требований, установленных действующим законодательством.
В ходе проверки установлено, что Обществом в одностороннем порядке увеличен размер платы за содержание жилья, однако данный размер не утвержден общим собранием собственников в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в ходе проверки установлено, что технический паспорт МКД не содержит актуальной информации о площади помещений общего пользования МКД.
По результатам проверки составлен акт от 13.06.2018 N ЖК-1/2337/АДА.
Предписанием от 14.06.2018 N ЖК-2/1090/АДА Обществу предписано в срок до 14.09.2018 устранить выявленные нарушения, а именно:
- обеспечить актуализацию данных технического паспорта МКД в Калининградском филиале ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" с обязательным указанием площади помещений не являющихся частями квартир, и (или) нежилых помещений, предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, для выявления несоответствий в технической документации многоквартирного дома с фактическими параметрами многоквартирного дома; с учетом актуальных данных осуществить сверку применяемых за период с января 2017 года по апрель 2018 года к расчетам размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение в целях содержания общего имущества актуальных данных площадей МКД, в случае их различия произвести перерасчеты всем собственникам/нанимателям многоквартирного дома за период с января 2017 года по апрель 2018 года;
- произвести перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с размером, утвержденным общим собранием собственников: 11,84 руб. с 1 кв. м всем жильцам (собственникам/нанимателям) МКД с мая 2017 года за весь период незаконных начислений.
Общество не согласилось с предписанием Инспекции, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 7 статьи 156 размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 17 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491, согласно которым собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Системный анализ приведенных нормативных положений позволил суда признать, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании.
Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
В данном случае судами установлено, что согласно представленным платежным документам Обществом в одностороннем порядке произведено увеличение размера платы за содержание жилья: с 01.05.2017 с 11,84 руб. с 1 кв. м до 12,47 руб. с 1 кв. м площади квартиры, а с ноября 2017 - до 12,92 руб. с 1 кв. м площади квартиры.
Вместе с тем, суды константировали, что решение об утверждении нового размера платы за содержание жилья общим собранием собственников помещений МКД не принято.
Является верным вывод судов о том, что условия Договора управления об одностороннем изменении Обществом размера платы за управление и содержание общего имущества в многоквартирном доме противоречат специальным нормам жилищного права, положениям пункта 4 статьи 421, статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются ничтожными.
Судебные инстанции, также ссылаясь на части 7, 9.2 статьи 156, пункты 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пункт 44 Правил N 354, подпункт "а" пункта 24, 27, Правил N 491, оценив представленные в материалы дела доказательства, установили, что достоверные сведения об общей площади помещений общего пользования МКД с разбивкой по видам помещений (лестницы, межквартирные площадки, коридоры, тамбуры, колясочные, подвалы и т.д.) отсутствуют, информация, содержащаяся в техническом паспорте, не соответствует информации, опубликованной на сайте http://reformagkh.ru и https://dom.gosuslugi.ru, сочли, что сведения в тех. паспорте о составе и состоянии объекта, в том числе общей площади нежилых помещений, подлежат актуализации.
Суды указали, что использование при расчете размера платы за коммунальные ресурсы недостоверных сведений о площадях помещений в многоквартирном доме влечет соответствующее увеличение либо уменьшение объема ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, который затем распределяется пропорционально между собственниками помещений.
При изложенных обстоятельствах, вывод судов о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству является правильным. Оценка судами доказательств отвечает критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, совокупности и взаимной связи (статья 71 АПК РФ).
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании приведенных норм права.
По настоящему делу позиция судов основана на императивных требованиях жилищного законодательства и направлена на сбалансированное последующее развитие рассматриваемых правоотношений, создание четкого прозрачного механизма взаимодействия управляющей компании и собственников помещений в МКД, нивелирование возможных конфликтных ситуаций в обозримой перспективе.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 по делу N А21-10277/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 13" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.