11 июня 2019 г. |
Дело N А44-7639/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЖилКонтора" Семеновой И.В. (доверенность от 20.09.2018),
рассмотрев 05.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилКонтора" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.10.2018 (судья Киселева М.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 (судьи Мурахина Н.В., Алимова Е.А., Осокина Н.Н.) по делу N А44-7639/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилКонтора", место нахождения: 173020, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Лени Голикова, д. 7, пом. 22-25, 31, ОГРН 1165321053590, ИНН 5321182619 (далее - Общество, ООО "ЖилКонтора"), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, место нахождения: 173008, Новгородская обл., г. Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 81, ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224 (далее - Комитет), от 13.07.2018 N ЛК-608-18.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25.10.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЖилКонтора", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суды двух инстанций применили не подлежащую применению норму статьи 8.1 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 458-ФЗ), которая вступила в законную силу с 31.12.2017 (после заключения договора управления многоквартирным домом от 04.12.2017) и не может распространять свое действие на сложившиеся правоотношения по указанному договору.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направил, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа председателя Комитета от 21.06.2018 N ЛК-608-18, вынесенного в связи с обращением от 20.06.2018 N ЖИ-5534-В по вопросу правомерности установления платы за содержание жилого помещения с 01.05.2018 многоквартирного дома N 45 по ул. Ломоносова в г. Великий Новгород (далее - МКД), Комитет провел внеплановую документарную проверку деятельности Общества на предмет соблюдения им лицензионных требований в ходе осуществления деятельности по управлению МКД.
В ходе проверки Комитет установил, что ООО "ЖилКонтора" осуществляет управление МКД на основании договора управления многоквартирным домом от 04.12.2017, заключенного по результатам конкурсного отбора. Приложением 2 к указанному договору определен размер платы за содержание жилого помещения в размере 25 руб. 25 коп.
На территории Великого Новгорода с 01.05.2018 был определен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - общество с ограниченной ответственностью "Экосити" (далее - ООО "Экосити). В силу части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ с указанного периода услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами должна быть исключена из платы за содержание жилого помещения и включена в состав платы за коммунальные услуги и отражаться в платежном документе отдельной строкой.
Согласно квитанции за май 2018 года собственнику квартиры N 119 указанного МКД в мае 2018 года отдельной строкой выставлена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами в размере 68 руб. 49 коп. При этом стоимость данной услуги не была исключена из платы за содержание жилого помещения, что привело к двойному начислению платежей за указанную услугу.
Указанные обстоятельства Комитет квалифицировал как нарушение Обществом подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По результатам проверки Комитет составил акт от 13.07.2018, а также вынес предписание от 13.07.2018 N ЛК-608-18 об устранении выявленных нарушений, которым обязал Общество в срок до 30.08.2018 произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения за май, июнь 2018 года путем исключения из платы за содержание жилого помещения стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о наличии у Комитета правовых и фактических оснований для вынесения оспоренного предписания, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416 к числу стандартов управления многоквартирными домами отнесены организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Как указано в части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ (введена в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ) при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Судами двух инстанций установлено, что на основании заключенного 16.03.2018 соглашения N 4 об осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новгородской области с 01 мая 2018 года на территории Великого Новгорода региональным оператором является ООО "Экосити.
Постановлением Комитета по тарифной политике Новгородской области от 13.04.2018 N 12/1 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности ООО "Экосити"; предельные единые тарифы действуют с мая 2018 года.
Следовательно, начиная с мая 2018 года Общество должно было исключить из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов, поскольку с указанного периода времени услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги и отражается в платежном документе отдельной строкой.
На основании имеющейся в материалах дела квитанции за май 2018 года судами установлено, что в указанный период (май 2018 года) Общество отдельной строкой выставило плату за обращение с твердыми коммунальными отходами в размере 68 руб. 49 коп. без исключения соответствующего платежа из размера платы за содержание жилого помещения, тем самым допустив двойное начисление платы за одну и ту же услугу.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно согласились с позицией Комитета о том, что Общество нарушило подпункт "ж" пункта 4 Правил N 416, часть 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ и часть 2 статьи 162 ЖК РФ.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам судами приведены мотивированные выводы об отсутствии оснований для признания недействительным предписания Комитета от 13.07.2018 N ЛК-608-18. Оспариваемое предписание соответствует нормам законодательства, выдано Комитетом в пределах предоставленных полномочий и необоснованных обязанностей на ООО "ЖилКонтора" не возлагает.
Довод Общества о неприменении в данном случае нормы части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ ввиду заключения договора управления многоквартирным домом от 04.12.2017 до даты вступления в силу указанной нормы подлежит отклонению, поскольку управляющая организация в рамках договора управления МКД обязана соблюдать требования действующего законодательства в регулируемой сфере правоотношений и выполнять действующие стандарты, установленные Правилами N 416 (статья 161 ЖК РФ).
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.10.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 по делу N А44-7639/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилКонтора" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЖилКонтора" (место нахождения: 173020, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Лени Голикова, д. 7, пом. 22-25, 31, ОГРН 1165321053590, ИНН 5321182619) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 11.03.2019 N 187 государственную пошлину в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.