17 июня 2019 г. |
Дело N А56-38343/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лента" Горбунова М.И. (доверенность от 30.11.2018), от Правительства Ленинградской области Савченко О.А. (доверенность от 11.12.2018), от Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом Агаповой А.В. (доверенность от 03.10.2018 N 258),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лента" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2018 (судья Галенкина К.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 (судьи Тимухина И.А., Желтянников В.И., Полубехина Н.С.) по делу N А56-38343/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лента", место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112, лит. Б, ОГРН 1937832048605, ИНН 7814148471 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67, ОГРН 1037843009335, ИНН 4700000331 (далее - Правительство), выразившегося в невключении в Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденный постановлением Правительства от 23.11.2017 N 488 (далее - Перечень), принадлежащих заявителю четырех объектов недвижимого имущества; обязании Правительства в тридцатидневный срок с даты вступления в законную силу решения суда включить в Перечень нежилые здания с кадастровыми номерами 47:07:1301090:36, 47:07:1301090:27, 47:20:0902003:253, 47:20:0902003:254 и направить дополненный Перечень в электронной форме в налоговый орган по Ленинградской области, разместив его на официальном сайте Правительства или на официальном сайте Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, Лафонская ул., д. 6, лит. А, ОГРН 1037843029498, ИНН 4700000483 (далее - Комитет).
Решением от 24.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 данное решение изменено; прекращено производство по делу в части нежилого здания площадью 65,1 кв. м с кадастровым номером 47:20:0902003:254, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский муниципальный р-н, Кингисеппское г. п., г. Кингисепп, Крикковское шоссе, стр. 69, в связи с принятием отказа Общества от требований в указанной части; в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права. По мнению подателя жалобы, Правительство в целях формирования перечня обязано выявлять соответствующие объекты путем их фактического обследования; спорные нежилые здания независимо от даты регистрации права собственности Общества на них существовали как объекты налогообложения в период формирования и утверждения Перечня; суды неверно истолковали положения пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как не позволяющие вносить изменения в перечень на текущий налоговый период в целях исправления ошибок; срок на обращение в суд с настоящим заявлением пропущен не был, поскольку заявителю стало известно о невключении спорных объектов в Перечень в марте 2018 года.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что сведения о спорных объектах в Комитет не поступали, заявитель был вправе оспорить бездействие Правительства в течение трех месяцев с даты опубликования Перечня (27.11.2017).
Правительство в отзыве на кассационную жалобу также возражает против ее удовлетворения, считая, что незаконного бездействия Правительством не допущено, сведений о спорных объектов у Правительства не имелось; выявленные по обращению Общества от 28.03.2018 объекты могут быть включены в соответствующий перечень на 2019 год; заявителем пропущен трехмесячный срок для оспаривания бездействия государственного органа.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.2019 рассмотрение кассационной жалобы было отложено. После отложения рассмотрение кассационной жалобы продолжено тем же составом суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Правительства и Комитета против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзывах.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- нежилого здания площадью 8031,1 кв. м с кадастровым номером 47:07:1301090:36, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный р-н, Всеволожское г.п., г. Всеволожск, шоссе Дорога Жизни, д. 6, находящегося на земельном участке площадью 7875 кв. м с кадастровым номером 47:07:1301090:102 с видом разрешенного использования "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)";
- нежилого здания площадью 7398,2 кв. м с кадастровым номером 47:07:1301090:27, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный р-н, Всеволожское г.п., г. Всеволожск, шоссе Дорога Жизни, д. 12, на земельном участке площадью 17 934 кв. м с кадастровым номером 47:07:1301090:11 с видом разрешенного использования "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания";
- нежилых зданий площадью 7763,5 кв. м с кадастровым номером 47:20:0902003:253 и площадью 65,1 кв. м с кадастровым номером 47:20:0902003:254, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский муниципальный р-н, Кингисеппское г.п., г. Кингисепп, Крикковское шоссе, стр. 69, на земельном участке площадью 30 948 кв. м с кадастровым номером 47:20:0902003:256 с видом разрешенного использования "отдельно стоящие объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания".
Право собственности Общества на здание с кадастровым номером 47:07:1301090:36 зарегистрировано 06.09.2016, на здания с кадастровыми номерами 47:07:1301090:27, 47:20:0902003:253 и 47:20:0902003:254 - 19.12.2017.
Постановлением Правительства от 23.11.2017 N 488 утвержден Перечень согласно приложению к данному постановлению.
Общество, ссылаясь на то, что принадлежащие ему нежилые здания соответствуют необходимым для включения в Перечень критериям, однако вследствие незаконного бездействия Правительства не были включены в Перечень на 2018 год, чем нарушаются права заявителя ввиду существенного увеличения налога на имущество, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Как установлено пунктом 4 названной статьи, для целей ее применения торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В данном случае Общество полагает, что принадлежащие ему здания, являющиеся торговыми центрами (комплексами), подпадают под действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по признаку нахождения на земельном участке, предназначенном для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи; направляет перечень в электронной форме в соответствующий налоговый орган; размещает перечень на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.
Во исполнение названных положений налогового законодательства постановлением Правительства от 23.11.2017 N 488 утвержден Перечень, при формировании которого использовалась информация, полученная в рамках межведомственного взаимодействия, в частности от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведениях об объектах недвижимости.
Суды, проанализировав собранные по делу доказательства, установили, что в период подготовки и формирования Перечня у Правительства отсутствовала информация об объектах недвижимости Общества, соответствующие сведения не поступали в Правительство ни от регистрирующего органа, ни от правообладателя. Кроме того, в отношении двух из трех спорных объектов право собственности Общества было зарегистрировано после утверждения Перечня. При этом спорные объекты в данном случае не могли быть выявлены и при их фактическом обследовании, поскольку Общество в качестве оснований для включения принадлежащих ему зданий в Перечень указывает размещение этих зданий на земельных участках с соответствующим видом разрешенного использования (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), который не может быть установлен при визуальном осмотре. В то же время Общество, подтвердив в судебном заседании, что спорные объекты не были включены в аналогичный перечень на предыдущий налоговый период, не позаботилось своевременно о доведении соответствующей информации до уполномоченного органа и о приведении содержащихся в реестрах сведений об объектах, в частности об их наименовании, в соответствие с их фактическим использованием в целях обеспечения реальной возможности их выявления.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что незаконного бездействия Правительством допущено не было.
В отсутствие оснований для признания незаконным бездействия Правительства у судов не имелось оснований и для удовлетворения требования Общества о включении зданий в Перечень на 2018 год как способ устранения нарушения оспариваемым бездействием прав заявителя.
С учетом официального опубликования 27.11.2017 постановления Правительства от 23.11.2017 N 488 суд кассационной инстанции также не видит причин не согласиться с выводами судов относительно пропуска заявителем трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на оспаривание в судебном порядке действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении требований Общества.
Поскольку в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа заявителя от требований в части здания с кадастровым номером 47:20:0902003:254 решение арбитражного суда первой инстанции от 24.09.2018 было изменено апелляционным судом, исходя из статей 180, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оставить без изменения постановление от 17.12.2018.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 по делу N А56-38343/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лента" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.