26 июня 2019 г. |
Дело N А26-3500/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ОнегоСтройСервис" Сельменской Е.Г. (доверенность от 24.04.2018), от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Колчина Е.В. (доверенность от 01.01.2019),
рассмотрев 26.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2018 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 (судьи Фуркало О.В., Глазков Е.Г., Савина Е.В.) по делу N А26-3500/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОнегоСтройСервис", место нахождения: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Лизы Чайкиной, д. 14, корп. 3, оф. 34, ОГРН 1041000039046, ИНН 1001158419 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1", место нахождения: 198188, Санкт-Петербург, ул. Броневая, д. 6, лит. "Б", ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), об обязании ответчика произвести перерасчет платы за тепловую энергию за сентябрь 2017 года, уменьшив ее на 458 892 руб. 98 коп.
Решением суда от 05.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Компания, считая судебные акты первой и апелляционной инстанций незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права, просит их отменить, в иске отказать, либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы считает, что приборы учета после поверки необходимо вводить в эксплуатацию в соответствии с пунктами 62 - 72 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), с предъявлением документов, указанных в пункте 64 названных Правил.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Общества с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество управляет многоквартирными жилыми домами в г. Петрозаводске, в том числе домом 36 по ул. Луначарского, домом 1 по ул. Сыктывкарской, домами 6 корп. 1 и корп. 2 по ул. Нойбранденбургской, домом 56 по ул. Ричагина.
Указанные жилые дома оборудованы узлами учета тепловой энергии, которые прошли периодическую проверку в августе 2016 года и до 30.09.2017 допущены в эксплуатацию, что подтверждается представленными в дело актами.
Компанией (теплоснабжающей организацией) и Обществом (абонентом) заключен договор теплоснабжения от 06.03.2015 N Т-962, по условиям которого Компания осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды в жилые дома, находящиеся в управлении Общества.
Общество (абонент) в соответствии с пунктами 3.1.5, 3.1.16 договора обязано: проводить проверки состояния, профилактические испытания, содержание и ремонт тепловых энергоустановок многоквартирного дома, а также помещений индивидуальных тепловых пунктов в объемах и сроки, установленные действующими нормами и правилами; обеспечивать работоспособность и соблюдение требований к эксплуатации установленных коллективных (общедомовых) приборов учета, их исправность и целостность пломб, ремонт, поверку или замену при их повреждении в течение 30 календарных дней с обязательным оформлением акта допуска (повторного допуска) с теплоснабжающей организацией или теплосетевой компанией.
В поименованных выше спорных домах в 2016 - 2017 годах проведена очередная поверка теплосчетчиков, что подтверждается свидетельствами о поверке:
- от 24.06.2016 N 2550/100307/2016 (ул. Луначарского, д. 36);
- от 02.06.2017 N 105749 (ул. Сыктывкарская, д. 1);
- от 30.06.2017 N 2550/109776-2017 (ул. Нойбранденбургская. д. 6, корп. 1);
- от 03.03.2017 N 2550/106458-2017 (ул. Нойбранденбургская. д. 6, корп. 2);
- от 21.07.2017 N 2550/111292-2017 (ул. Ригачина, д. 56).
После проведения поверки Компания отказалась проводить проверку узлов учета в соответствии с пунктами 91, 92 Правил N 1034, ссылаясь на то, что приборы необходимо вводить в эксплуатацию, для чего представить документы, поименованные в пункте 64 Правил N 1034.
Общество письмами от 23.11.2017 и от 08.12.2017 представило все имеющиеся у него документы (проекты узлов учета, настроечные параметры, схемы пломбирования, архив).
Компания указала, что в период монтажа узлов учета в спорных домах в проекты были внесены изменения; просила представить документы, на основании которых внесены изменения в проектные решения.
В сентябре 2017 года Компания не приняла показания приборов учета и определила объем поставленного ресурса исходя из среднемесячного потребления.
Общество, ссылаясь на то, что узлы учета вводились в эксплуатацию застройщиками, и копии документов, в том числе об изменении проектных решений, должны храниться у Компании, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Истец считает неправомерным уклонение Компании от проверки и опломбирования узлов учета и непринятие к расчету показаний приборов.
Суды удовлетворили требования, посчитав их обоснованными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Отношения сторон в области теплоснабжения и учета тепловой энергии регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Правилами N 1034.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании Правил N 1034.
Согласно пункту 3 Правил N 1034 ввод в эксплуатацию узла учета - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
В пункте 73 Правил N 1034 определено, что перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 названных Правил.
Как следует из пунктов 62 - 72 Правил N 1034 проверка готовности узла учета после его поверки производится в порядке, установленном для ввода прибора в эксплуатацию, комиссией, которой владелец узла учета в обязательном порядке предоставляет проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, и иные документы, поименованные в пункте 64 Правил N 1034.
При подписании акта о вводе узла учета в эксплуатацию узел учета пломбируется (пункты 69, 70 Правил N 1034).
Таким образом, порядок проверки готовности узла учета к эксплуатации после очередной поверки приборов учета осуществляется в том же порядке, что и первичный ввод узла учета в эксплуатацию. Вывод судов о том, что отношения сторон подлежат регулированию пунктами 91 и 92 Правил N 1034, следует признать ошибочными. Данные пункты расположены в разделе "Эксплуатация узла учета, установленного потребителем на смежных тепловых сетях и на перемычках".
В то же время кассационная инстанция считает, что иск Общества подлежал удовлетворению, а потому основания для отмены решения и постановления отсутствуют.
Так, поверка теплосчетчика в доме 36 по ул. Луначарского произведена в июне 2016 года, что подтверждается свидетельством о поверке от 24.06.2016 N 2550/100307/2016. После поверки теплосчетчика Компанией в августе 2016 года составлен акт периодической проверки узла учета, и он допущен в эксплуатацию на период с 02.08.2016 по 30.09.2017.
Поскольку документы о выходе из строя прибора учета в доме 36 по ул. Луначарского не представлены, у Компании не имелось оснований не принимать показания установленного в этом доме прибора учета в сентябре 2017 года.
Иск в этой части правильно удовлетворен.
В силу пункта 66 Правил N 1034 при первоначальной приемке от застройщиков жилых домов узлов учета в эксплуатацию Компания, которая должна была участвовать в комиссии, обязана была проверить соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам N 1034.
Исходя из презумпции добросовестности, можно предположить, что Компания эти обстоятельства проверила, установила соответствие монтажа проектной документации, а потому допустила в эксплуатацию узлы учета.
Из материалов дела следует, что до 2017 года Компания не имела претензий к потребителю и допускала в эксплуатацию установленные в спорных жилых домах приборы учета. В актах периодической проверки, составленных в августе 2016 года по всем спорным домам, указано, что произведен технический осмотр узлов учета и проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено соответствие энергоустановок требованиям Правил N 1034. Приборы учета допущены в эксплуатацию до 30.09.2017.
Общество не вносило изменений в схемы теплоснабжения жилых домов, и Компания на это обстоятельство не ссылается. Истец располагает теми документами (проектами узлов учета), которые были получены им от застройщиков и которые ранее представлялись ответчику. Компания считала комплектность технической документации достаточной.
То обстоятельство, что в 2017 году Компания выявила внесение изменений в проектные решения в период монтажа узлов учета (что не подтверждено актами обследования) может свидетельствовать о допущенном Компанией упущении при приемке от застройщиков узлов учета.
В то же время Компания является профессиональным участником отношений по теплоснабжению и сильной стороной в отношениях с исполнителем коммунальных услуг, а потому не вправе возлагать последствия своих упущений на слабую сторону, уклоняясь от проверки готовности узлов учета к эксплуатации в соответствии с пунктом 73 Правил N 1034 и принятия показаний приборов учета. В данном случае Компания может разрешить с Обществом вопрос о восстановлении или создании документов о внесении изменений в проектные решения, учитывая права и законные интересы Общества, оказывая содействие и предоставляя необходимую информацию.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения и постановления.
Довод ответчика о том, что его позиция подтверждена судебными актами по делу N А26-5972/2017, отклоняется кассационной инстанцией. В основе настоящего спора иные обстоятельства и иные доказательства.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу N А26-3500/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.