01 июля 2019 г. |
Дело N А56-122276/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,
при участии от акционерного общества "Кемира Хим" Белякова К.Е. (доверенность от 13.12.2018), от Санкт-Петербургской таможни Ильиной К.С. (доверенность от 29.12.2018 N 04.24/41989),
рассмотрев 01.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Кемира ХИМ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2018 (судья Терешенков А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А56-122276/2018,
установил:
Акционерное общество "Кемира Хим", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, ул. Якубовича, д. 24, лит. А, ОГРН 1117847494500, ИНН 7838467357 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Санкт-Петербургской таможни, место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), возвратить 3 473 942 руб. 05 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно ссылаются на несоблюдение Обществом части 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) и пункта 29 постановления Пленума от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18), согласно которым заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений. Кроме того, Общество обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что Таможня не дала ответ по существу обращений, неоднократно направляемых Обществом, в результате чего Общество было лишено возможности решить вопрос о возврате денежных средств во внесудебном порядке. Помимо прочего, судами не учтено, что в любом случае административный порядок не является обязательным по делам об обязании возвратить излишне взысканные платежи.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что во исполнение внешнеторгового контракта от 22.12.2010 N Р10/2011, заключенного с компанией "Kemira OYJ" (Финляндия), Обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезен и задекларирован на Парголовском таможенном посту по ДТ N 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987 товар - "водная эмульсия полиамидоаминной эпихлоргидриновой смолы - 21%, вода - 79% для использования в бумажной промышленности в качестве средства повышения прочности бумаги во влажном состоянии, без содержания этилового спирта, наливом в цистерне", изготовитель "Kemira OYJ", товарный знак Kemira, марка: Fennostrength PA21, страна происхождения - Финляндия, заявленный код товара по ТН ВЭД - 3908 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто 11 530 кг.
Таможенная стоимость ввезенного товара определена декларантом по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и заявлена в ДТС-1.
Для подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), в процессе осуществления таможенных операций декларантом представлены документы, предусмотренные пунктом 1 приложения N 1 к порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
При проверке правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров по ДТ N 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391,10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987 Таможней были выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о заявленной таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
В связи с указанным в порядке статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) 24.06.2016, 28.02.2016, 09.03.2016, 17.03.2016 соответственно, должностным лицом Таможни приняты решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости товаров, задекларированных указанным ДТ.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара. В целях выпуска товара Обществу предложено представить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Товар, задекларированный по ДТ N 10210350/240216/0002647, выпущен 25.02.2016 с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 790 774 руб. 76 коп.
Товар, задекларированный по ДТ N 10210350/270216/0002968, выпущен 28.02.2016 в соответствии с заявленной таможенной процедурой с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 900 484 руб. 41 коп.
Товар, задекларированный по ДТ N 10210350/110316/0003562, выпущен 11.03.2016 в соответствии с заявленной таможенной процедурой с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 765 813 руб. 62 коп.
Товар, задекларированный по ДТ N 10210350/140316/0003987, выпущен 17.03.2016 в соответствии с заявленной таможенной процедурой с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 663 013 руб. 07 коп.
Товар, задекларированный по ДТ N 10210350/040316/0003391, выпущен 05.03.2016 в соответствии с заявленной таможенной процедурой с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 664 531 руб. 27 коп.
В ходе проведенной дополнительной проверки Таможня пришла к выводу о наличии ограничений в применении метода определения таможенной стоимости, установленного статьей 4 Соглашения.
Контроль таможенной стоимости осуществлялся Таможней, исходя из анализа ценовой информации на однородные товары, имеющиеся в распоряжении таможенного органа, и показал, что декларантом не подтверждена правомерность определения таможенной стоимости в соответствии со статьей 4 Соглашения, в связи с чем таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ N 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391,10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987, скорректирована Таможней и определена по резервному методу.
Впоследствии Общество обратилось в Северо-Западное таможенное управление с жалобами на решения Таможни о корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968. В рассмотрении жалоб Северо-Западным таможенным управлением отказано.
Позднее, Общество направило в Таможню обращение от 05.09.2016 в котором просило пересмотреть решения о корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10210350/180216/0002439, 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391,10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987.
В порядке ведомственного контроля Таможней отменено решение по корректировке таможенной стоимости, принятое Парголовским таможенным постом по ДТ N 10210350/180216/0002439. В отношении ДТ N 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968,10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987 обращение Общества в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального Закона РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлено для рассмотрения в Северо-Западное таможенное управление.
Письмом от 03.10.2016 N 14-02-19/21736 таможенное управление уведомило Общество о том, что информация, изложенная в обращениях, принята к сведению, однако пересмотр в порядке ведомственного контроля решений нижестоящего таможенного органа является правом таможенного органа.
В дальнейшем Общество обратилось в Таможню с заявлением от 05.02.2018 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Согласно ответу Таможни от 12.02.2018 N 19-24/04242 заявление Общества оставлено без рассмотрения на основании части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, со ссылкой на то, что к нему не представлены платежные документы, подтверждающие уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату и документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Заявление возвращено Обществу вместе с комплектом документов.
На повторное заявление Общества от 13.03.2018 Таможня ответила решением, оформленным письмом от 20.03.2018 N 19-24/07966, согласно которому заявление Общества оставлено без рассмотрения на основании части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. Также Таможней указано на несоблюдение Обществом процедуры, установленной пунктом 2 статьи 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Позднее Общество обратилось в Таможню с жалобой от 10.04.2018, содержащей требование о пересмотре решений Санкт-Петербургской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ N 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 0210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987 в порядке статьи 358 ТК ЕАЭС, главы 3 Закона N 311-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона N 311-ФЗ заявление Общества в части обжалования решений Таможни о корректировке таможенной стоимости направлено для рассмотрения по принадлежности в Северо-Западное таможенное управление, о чем Общество уведомлено письмом от 17.04.2018 N 04-30/11362.
Общество не согласилось с действиями Таможни и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
В соответствии частью 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (пункт 4 статьи 67 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 6 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм налогов осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких налогов.
В Российской Федерации возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в спорный период осуществлялся в порядке, установленном главой 17 Закона N 311-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы; платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ определено, что при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Исходя из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 29 Постановления N 18 следует, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Следовательно, заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Если исчисление таможенных пошлин, налогов осуществлялось в ДТ, документом, подтверждающими факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, представление которого предусмотрено статьей 147 Федерального закона, является корректировка декларации на товары, зарегистрированная таможенным органом в соответствии с требованиями Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, которым также установлен порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после их выпуска (далее - Порядок N 289).
В силу пункта 11 Порядка N 289 сведения указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров:
а) по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в следующих случаях:
принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376;
выявление недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей;
выявление несоблюдения условий и требований заявленной таможенной процедуры;
выявление фактов совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления таких льгот;
выявление фактов совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных законодательством государств-членов, за исключением случая, установленного абзацем настоящего подпункта;
применение (восстановление) режима предоставления тарифных преференций или режима наиболее благоприятствуемой нации;
выявление необходимости внесения дополнений в сведения, указанные в ДТ;
выявление несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ;
выявление необходимости внесения изменений и (или) дополнений в записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом.
Их совокупного содержания положений пунктов 12, 13, 14 Порядка N 289 следует, что внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения, которое составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком.
В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений. К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суды указали на то, что названными пунктами Порядка N 289 прямо предусмотрено представление декларантом КДТ при подаче в таможенный орган заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Между тем с заявлением о внесении изменений в ДТ N 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987 Общество в Таможню не обращалось.
К заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не приложена КДТ и при обращении в Таможню не представлена. Доказательств обратного Обществом в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах, следует признать правомерными выводы судов о том, что поскольку к заявлению Общества от 05.02.2018 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не приложены документы, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, Таможня обоснованно возвратила заявления Общества без рассмотрения в соответствии частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
К заявлению Общества от 13.03.2018 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не были приложены документы, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 147 Закона N 311- ФЗ, что также явилось законным основанием для возврата таможней заявления Общества без рассмотрения в соответствии частью 4 статьи 147 Закона о Закона N 311 - ФЗ.
С учетом изложенного в удовлетворении требования об устранении нарушения прав и законных интересов в виде обязания Таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи судами отказано правомерно.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
С учетом изложенного следует признать, что суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2019 по делу N А56-122276/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Кемира ХИМ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.