04 июля 2019 г. |
Дело N А66-14050/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
рассмотрев 03.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверской порт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.10.2018 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А66-14050/2017,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверской порт", место нахождения: 170017, Тверская обл., г. Тверь, Московское ш., д. 30, ОГРН 1026900545385, ИНН 6902010801 (далее - Общество, ОАО "Тверской порт"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, место нахождения: 170042, Тверская обл., г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство), от 04.07.2017 N 555-пи о досрочном прекращении права пользования участками недр местного значения в Тверской области по лицензии серии ТВЕ 56592 ТЭ.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17.10.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Тверской порт", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, установленный Министерством в уведомлении от 13.03.2017 N 3094-06 трехмесячный срок, в котором содержалось требование об установлении объема добычи строительного песка в соответствии с согласованным, являлся заведомо невыполнимым. ОАО "Тверской порт" в связи со сложившимся кризисным положением экономики в Российской Федерации было вынуждено сократить объемы добычи песка по причине невозможности размещения и реализации добываемого материала на береговых площадках, имеющихся в размещении порта. Общество на основании статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) неоднократно обращалось в Министерство с просьбой об изменении согласованного объема добычи строительного песка (письма от 06.07.2015 N 211, 212, 213, от 22.09.2015 N 315, от 21.11.2016 N 363). Однако в пересмотре условий лицензионного соглашения Министерство отказывало. Как указывает Общество, указанные обстоятельства не были приняты судами двух инстанции во внимание. Кроме того, ОАО "Тверской порт" полагает, что судами не выяснены обстоятельства соблюдения Министерством при вынесении оспариваемого решения процедуры прекращения права пользования недрами. Общество настаивает на том, что Министерство не проводило проверку факта устранения ОАО "Тверской порт" выявленных нарушений условий лицензионного соглашения в порядке статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Также Общество считает, что досрочное прекращение права пользования недрами является чрезмерной мерой для воздействия, которая несоразмерна последствиям допущенного нарушения.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Министерство возражает против ее удовлетворения.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является владельцем лицензии на право пользования недрами ТВЕ 56592 ТЭ сроком действия с 24.01.2003 до 01.07.2027 для геологического изучения недр с последующей добычей песка строительного месторождения "Устье", расположенного в пределах Иваньковского водохранилища, в 4 км севернее города Конаково Тверской области. Запасы полезного ископаемого по лицензии составляют 20 889 тыс. куб. м, согласованный объем добычи полезного ископаемого - 1 000 тыс. куб. м в год (подпункт "е" пункта 4.1 приложения к лицензии (том 1, лист 16)).
Министерством в ходе осуществления мониторинга отчетности по условиям пользованиям недрами было выявлено, что уровень годовой добычи полезных ископаемых, установленный условиями вышеуказанной лицензии, Обществом не соблюден. Так, добыча за 2015 год составила 448,60 тыс. куб. м, за 2016 год составила 473,68 тыс. куб. м, что является существенным нарушением условий лицензионных требований.
На основании части 4 статьи 21 Закона о недрах Министерство направило Обществу уведомление от 13.03.2017 N 3094-06 с установлением трехмесячного срока для устранения выявленных нарушений, выразившихся в систематическом невыполнении согласованного ежегодного объема добычи песка строительного на месторождении "Устье". В указанном уведомлении Министерство предупредило Общество о том, что в случае неустранения в установленный срок выявленных нарушений будет рассмотрен вопрос о досрочном прекращении права пользования ОАО "Тверской порт" недрами по названной лицензии.
Из материалов дела усматривается, что данное уведомление получено Обществом 15.03.2017. Во исполнение требования указанного документа Обществу необходимо было предоставить информацию о добыче полезных ископаемых в соответствии с ежегодным планом развития горных работ, а также о причинах, по которым были нарушены условия лицензионных требований.
Отсутствие со стороны Общества доказательств устранения в отведенный трехмесячный срок выявленного нарушения послужило Министерству основанием для принятия решения от 04.07.2017 N 555-пи о досрочном прекращении права пользования участками недр местного значения в Тверской области по лицензии серии ТВЕ 56592 ТЭ (пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах). О принятом решении Общество было уведомлено письмом от 05.07.2017 N 9002-06.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о необоснованности заявленных Обществом требований и как следствие, отсутствии оснований для их удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено органом, предоставившим лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах).
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5, и 8 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (статья 21 Закона о недрах).
Порядок принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент).
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив нарушение Обществом существенного условия лицензии (необеспечение добычи полезных ископаемых в предусмотренном объеме), а также отсутствие доказательств устранения выявленного нарушения в срок, установленный уведомлением от 13.03.2017 N 3094-06, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Министерства правовых и фактических оснований для принятия решения о досрочном прекращении права пользования участками недр местного значения в Тверской области по лицензии серии ТВЕ 56592 ТЭ.
Был предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен довод Общества о том, что установленный в уведомлении от 13.03.2017 N 3094-06 трехмесячный срок устранения выявленного нарушения являлся заведомо невыполнимым. В данном случае суды отметили, что указанное уведомление было оспорено Обществом в судебном порядке и судебными актами по делу N А66-8138/2017 подтверждена его законность, в том числе в части установленного срока устранения нарушений.
Доказательств объективной невозможности выполнения требований уведомления 13.03.2017 N 3094-06 в установленный в нем срок Обществом в материалы настоящего дела не предъявлено.
Ссылка Общества на то, что для соблюдения законодательства в части пользования недрами ОАО "Тверской порт" неоднократно обращалось в Министерство с просьбой об изменении согласованного объема добычи (письма от 06.07.2015 N 211, 212, 213, от 22.09.2015 N 315, от 21.11.2016 N 363), также была рассмотрена судами. Суды отметили, что заявление от 06.07.2015 N 212 было рассмотрено Министерством и Обществу отказано в изменении объемов добычи песка от 20.08.2015 N 7114-06 (том 1, лист 93).
Доказательств и доводов в обоснование незаконности названного отказа или бездействия Министерства по рассмотрению обращений Обществом не предоставлялось и не приводилось.
Нарушений Министерством требований Административного регламента судами не установлено. Суды установили, что невыполнение Обществом требований уведомления от 13.03.2017 N 3094-06 зафиксировано Министерством в протоколе заседания комиссии от 19.06.2017, на котором принято решение о досрочном прекращении права общества пользования недрами, и Обществом не оспаривается.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение принято Министерством в рамках предоставленных ему полномочий и при наличии фактических к тому оснований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.10.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 по делу N А66-14050/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тверской порт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.