19 июля 2019 г. |
Дело N А21-13986/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
рассмотрев 17.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БСК-Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.01.2019 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А21-13986/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БСК-Сервис", место нахождения: 236029, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Горького, д. 98, оф. 10, ОГРН 1063906069402, ИНН 3906150561 (далее - Общество, ООО "БСК-Сервис"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство) от 18.10.2018 N ЖК-2/2255/ЖСА/16936-вх об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.01.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "БСК-Сервис", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый - об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, поверка общедомового прибора учета тепловой энергии не входит в тариф на управление и содержание жилья и должна производиться за счет средств собственников многоквартирного дома.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, связи с поступившим обращением жильца многоквартирного дома, расположенного по адресу: Калининград, ул. Судостроительная, д. 17Д (далее - МДК), Министерством на основании приказа от 15.10.2018 N 5209 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "БСК-Сервис" лицензионных требований, установленных действующим законодательством.
В ходе проверки установлено и отражено в акте от 18.10.2018 N ЖК-1/5209/ЖСА/16936-вх, что по представлению муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" Общество провело поверку общедомового прибора учета тепловой энергии и в отсутствие решения общего собрания собственников в августе 2018 года выставило собственникам помещений расходы за поверку соразмерно занимаемой площади (5,81 руб. за 1 кв. м).
Полагая, что Обществом нарушены требования пункта 7 статьи 156, части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Министерство вынесло предписание от 18.10.2018 N ЖК-2/2255/ЖСА/16936-вх об обязании ООО "БСК-Сервис" в срок до 21.12.2018 устранить выявленные нарушения лицензионных требований, а именно: произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии) в размере 5,81 руб. за 1 кв. м всем собственникам/нанимателям указанного МКД за август 2018 года.
Не согласившись с указанным предписанием Министерства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого предписания Министерства, в связи с чем отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 5).
В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
В силу пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (пункты 17 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 15.05.2013 N 491; далее - Правила N 491).
Подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Исходя из изложенного суды обоснованно заключили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей управляющей организации в силу взаимосвязанных положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Пунктом 3.5 Приложения N 2 к Договору управления МКД также предусмотрено, что плата за проведение поверок внеквартирных контрольно-измерительных приборов входит в плату за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что у Общества отсутствовали основания по выставлению платы за проверку счетчиков сверх платы за содержание жилого помещения, в связи с чем они сочли правомерным возложение контролирующим органом на заявителя обязанности устранить выявленные нарушения лицензионных требований и констатировали законность оспариваемого ненормативного правового акта Министерства.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.01.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019 по делу N А21-13986/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БСК-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.