18 июля 2019 г. |
Дело N А05-10309/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
рассмотрев 17.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северные просторы" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.11.2018 (судья Тюпин А.Н. ) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 (судьи Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н., Тарасова О.А.) по делу N А05-10309/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северные просторы", место нахождения: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, 34, кв. 1, ОГРН 1102901005800, ИНН 2901204821 (далее - ООО "Северные просторы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области место нахождения: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство) об оспаривании протокола согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2018 год по договору аренды лесного участка от 02.09.2011 N 1182.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Архангельский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг".
Решением суда от 30.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2019, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение (истолкование) судами норм материального права. Податель жалобы настаивает на невозможности индексации обеих составляющих арендных платежей; выводы судов противоречат сложившейся судебной практике; арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не является регулируемой и не может быть изменена (проиндексирована) Министерством в одностороннем порядке. В подтверждение своей позиции ссылается на письма Федерального агентства лесного хозяйства от 28.12.2017 N ИВ-04-54/19238 и Федерального агентства по недропользованию от 01.11.2018 N 07-16-29/27733. По мнению Общества, оспариваемый протокол согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2018 год направлен на изменение условий аукциона и противоречит требованиям действующего законодательства.
Представители Общества, Министерства и ФГБУ, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 02.09.2011 Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесных участков N 1182, по условиям которого арендодатель, на основании протокола о результатах аукциона от 24.08.2011 N 6-11/2, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, сроком действия договора по 1 сентября 2060 года, местоположение: Архангельская область, муниципальное образование "Няндомский муниципальный район", Няндомское лесничество, Няндомское участковое лесничество (уч. Няндомское) кв. N 122, 123, 126; Бурачихинское участковое лесничество (уч. Бурачихинское) кв. N 24-29, 49-52, условный номер 11:244:15:186 (учетная запись - 1186-2011-09), общая площадь лесного участка 11325,0 га, для использования с целью заготовки пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 05.03.2012.
Лесные участки переданы арендатору по акту приема-передачи от 02.09.2011.
В соответствии с пунктом 3.4.2 договора, Общество как арендатор обязано вносить арендную плату в полном объеме и сроки, установленные ежегодно протоколом согласования цены арендной платы. В пункте 2.1 договора установлено, что годовой размер арендной платы по настоящему договору составляет 188 611 руб. 10 коп. в том числе в части минимального размера платы - 125 740 руб. 75 коп., в части превышающего минимальный размер платы - 62 870 руб. 35 коп.
Годовой размер арендной платы определен на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков от 24.08.2011 N 6-11/2, исходя из начальной цены аукциона и количества шагов аукциона - коэффициента надбавки по формуле:
Рап = НЦ x Кан, где
Рап - размер арендной платы на год - 188 611 руб. 10 коп.;
НЦ - начальная цена предмета аукциона - 188 611 руб. 10 коп.;
Кан - коэффициент аукционной надбавки - 1,0 (Рап/НЦ).
Согласно пункту 2.2 договора, начальная цена предмета аукциона установлена, как произведение минимального размера арендной платы, определенной в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и сложившегося, за прошедший отчетный период, коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы:
НЦ = Мрап x Ксп, где
НЦ - начальная цена предмета аукциона - 188 611 руб. 10 коп.;
Мрап - минимальный размер арендной платы - 125 740 руб. 75 коп.;
Ксп - сложившийся коэффициент превышения - 1,5.
Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, настоящего договора и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения N 4, подписываемым обеими сторонами. Арендная плата вносится в следующие сроки: 15 марта - 25%, 15 июня - 25%, 15 сентября - 25%, 15 декабря 25%. При этом размеры подлежащих внесению платежей определяются в виде процента от суммы арендной платы за год.
Согласно пункту 2.6 договора, при изменении ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок.
Арендодатель в 2018 году направил арендатору протокол согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2018 год по договору аренды лесных участков от 02.09.2011 N 1182, содержащий расчет арендных платежей, согласно которым сумма арендной платы на 2018 год составила 262 052 руб. 63 коп., из них 174 701 руб. 75 коп.(в части минимального размера, подлежащего внесению в федеральный бюджет) и 87 350 руб. 88 коп. (в части превышающего размера, подлежащего внесению в бюджет субъекта).
Общество направило Министерству письмо от 14.05.2018 N 5 с требованием о перерасчете размера арендной платы по договору аренды лесных участков от 02.09.2011 N 1182.
Министерство не усмотрело оснований для перерасчета размера арендной платы по договору аренды лесных участков от 02.09.2011 N 1182 (письмо от 06.06.2018 N 204-11-25/4642).
Общество, оспаривая расчет размера арендной платы на 2018 год, полагая, что расчет выполнен арендодателем с нарушением норм действующего законодательства и на период действия договора аренды размер арендной платы в части, подлежащей перечислению в доход бюджета субъекта Российской Федерации, должен оставаться неизменным (как определенный по результатам торгов), обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Суды правомерно исходили из того, что в данном случае договорная обязанность Общества как арендатора вносить арендную плату в установленном порядке и размере (в соответствии с обоснованием Министерства) определена условиями проведенного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, рассматриваемого договора аренды, требованиями статей 307, 309, 310, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 3, 71, 73, 74, 78, 79 ЛК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Платность использования лесов в Российской Федерации предполагает сбалансированное решение вопроса относительно формирования арендной платы согласно как нормативным требованиям, так и условиям торгов, организованных и проведенных в конкретном случае согласно определенным правилам.
Как правильно сочли суды, суть настоящего спора сводится к вопросу о правомерности начисления Министерством арендной платы за 2018 год с применением повышающих коэффициентов (Общество в обоснование иска, полагает, что повышающие коэффициенты не подлежат применению к арендной плате, подлежащей перечислению в бюджет субъекта).
Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат организации и проведению согласно правилам главы 8 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
В силу пункта 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов.
Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 БК РФ отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела аукционная документация о проведении аукциона от 17.06.2011 N 6-11 была размещена на официальном сайте http://gz.dvinaland.ru, на аукцион под лотом N 3 выставлена продажа права на заключение договора аренды вышеуказанного лесного участка.
При этом в составе документации об аукционе N 6-11 по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, расположенных на землях государственного лесного фонда, в приложении N 2 представлен проект договора по лоту N 3.
Победителем аукциона признано Общество; результаты аукциона, его условия не оспаривались в установленном законом порядке. Обществом без возражений подписан договор аренды лесных участков от 02.09.2011 N 1182, в том числе при подписании данного договора истец согласился с условиями раздела 2 договора.
В рассматриваемом случае пунктом 2.6 договора предусмотрено, что, при изменении ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок.
Таким образом, суды удостоверились в том, что договор аренды содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам арендной платы, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
Дав надлежащую оценку указанным обстоятельствам, суды пришли к обоснованному выводу, что арендная плата по спорному договору является регулируемой, следовательно, спорный коэффициент подлежит применению к обеим составляющим арендной платы, в том числе и к подлежащей уплате в бюджет субъекта.
Применение коэффициента к обеим составляющим арендной платы подтверждено Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1002-О и Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 701-ПЭК16.
Выводы судов являются законными и обоснованными, отвечают пункту 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
С учетом изложенных правовых норм и фактических обстоятельств, оспариваемый в настоящем деле протокол согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2018 год по договору аренды лесного участка от 02.09.2011 N 1182 соответствует условиям договора, основания для признания его недействительным отсутствуют.
Суды обоснованно не приняли во внимание письма Федерального агентства лесного хозяйства от 28.12.2017 N ИВ-04-54/19238 и Федерального агентства по недропользованию от 01.11.2018 N 07-16-29/27733, указав, что они не являются нормативными актами, не изменяют названный выше порядок внесения арендной платы и соответствующие коэффициенты, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Кассационная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали их выводы, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом несостоятельными.
Основания для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 по делу N А05-10309/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северные просторы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.