23 июля 2019 г. |
Дело N А56-28740/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Власовой М.Г., Малышевой Н.Н.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" Лукина В.В. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 22.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2018 (судья Золотарева Я.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 (судьи Смирнова Я.Г., Жукова Т.В., Несмиян С.И.) по делу N А56-28740/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада", место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Казанская улица, дом 4, литера А, помещение 3Н, ОГРН 1147847277852, ИНН 7840510987 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, дом 83, ОГРН 1027810344000, ИНН 7826683829, далее - Агентство), о взыскании 485 142 руб. 39 коп. задолженности за коммунальные услуги по электроснабжению за период с 01.07.2016 по 30.11.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский проспект, дом 10, ОГРН 1037851027081, ИНН 7809029013 (далее - Администрация) и Комитет финансов Санкт-Петербурга, место нахождения: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, литера А, ОГРН 1027810256352, ИНН 7830002430 (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2018 в иске отказано полностью.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 указанное решение от 20.12.2018 оставлено без изменения; в доход федерального бюджета с Агентства взыскано 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе Общество ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем просит отменить названные судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных исковых требований.
Податель жалобы считает, что на Агентство, наделенное полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника спорных помещений в многоквартирном доме, возложена обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета электроэнергии жилых помещений, не оборудованных такими приборами, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
В дополнении к кассационной жалобе Общество просит учесть Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2019 N 307-ЭС19-6275 по делу N А56-11711/2018 со схожими фактическими обстоятельствами.
В отзыве Агентство просит оставить судебные акты без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Агентства просил отказать в удовлетворении жалобы.
Общество и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако их представители в суд не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что решение от 20.12.2018 и постановление апелляционного суда от 22.03.2019 подлежат отмене, а заявленные требования - удовлетворению в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 01.07.2016 по 30.11.2017 истец осуществлял управление многоквартирными домами по адресам: Малодетскосельский пр., д. 29, лит. А, Почтамтская ул., д. 23, лит. А, 11-я Красноармейская ул., д. 10, лит. А, Измайловский пр., д. 15, лит. Д, 11-я Красноармейская ул., д. 15А, лит. А, Садовая ул., д. 72/16, лит. А (далее - многоквартирные дома, МКД), которые подключены к системе электроснабжения.
Между истцом и ответчиком, действующим от имени Санкт-Петербурга, были заключены договоры управления многоквартирными домами: от 15.05.2015 N 1248-15А/ОСЖ по Малодетскосельскому пр., д. 29, лит. А; от 01.04.2016 N 01/УО-16 по Почтамтской ул., д. 23, лит. А; от 01.02.2017 N 1475-17Д по Измайловскому пр., д. 15, лит. Д; от 01.02.2017 N 1476-17А по 11-я Красноармейской ул., д. 10, лит. А; от 07.03.2017 N 03/УО-17 по ул. Садовая, д. 72/16, лит. А; от 07.03.2017 N 01/УО-17 по 11-я Красноармейской ул., д. 15а, лит. А.
Истец обратился к ответчику с требованиями об оплате части платы за коммунальные услуги по энергоснабжению, начисленной с учетом повышающего коэффициент, полагая, что ответчик является лицом, обязанным оснастить помещения, принадлежащие городу Санкт-Петербургу на праве собственности, индивидуальными приборами учета, а также лицом, обязанным нести расходы по содержанию общего имущества МКД и оплате коммунальных услуг.
05.12.2017 истец выставил ответчику счета на оплату, рассчитанные при применении повышающего коэффициента по услуге электроснабжения в сумме 485 142 руб. 39 коп., в том числе на 12 290 руб. 76 коп. по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 29, лит. А по Малодетскосельскому пр., за период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года; на 231 625 рублей 61 копейку по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 23, лит. А по Почтамтской ул., за период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года; на 77 902 рубля 32 копейки по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 10, лит. А по 11-й Красноармейской ул., за период с января по ноябрь 2017 года; на 28 956 рублей 42 копейки по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 15 по Измайловскому пр., за период с января по ноябрь 2017 года; на 109 774 рубля 96 копеек по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 15А, лит. А по 11-й Красноармейской ул., за период с марта по ноябрь 2017 года; на 24 592 рубля 32 копейки по помещениям, расположенным в многоквартирном доме 72/16, лит. А по Садовой ул., за период с марта по ноябрь 2017 года.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований Общества, исходя из того, что поставка электроэнергии управляющей организацией условиями договоров не предусмотрена, равно как и обязанность ответчика по перечислению платы за электроэнергию управляющей организации.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования истца - удовлетворению в связи со следующим.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователем жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В силу пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (в редакции постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 306) установлены нормативы потребления коммунальных услуг в целях содержания имущества в многоквартирном доме, в том числе с применением повышающих коэффициентов.
Постановлением N 603 внесены изменения в Правила N 354 и Правила N 306.
Названным постановлением из Правил N 306 исключены положения относительно порядка расчета норматива платы с повышающим коэффициентом, а пункт 42 Правил N 354 дополнен абзацем 3, согласно которому "при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента".
Обязанность истца проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, устанавливать факт их наличия или отсутствия предусмотрена пунктом 82 Правил N 354.
Суды пришли к выводу о том, что требования, заявленные истцом в настоящем деле, не обоснованы по праву, акты обследования на предмет установления технической возможности установки приборов учета, истец суду не представил.
В деле также отсутствуют доказательства, что ответчику в исследуемом периоде выделялись из бюджета города Санкт-Петербурга денежные средства для установки индивидуальных приборов учета в названных жилых помещениях государственного жилищного фонда; в деле нет доказательств того, что истец, являясь управляющей организацией, обращался с требованиями к ответчику осуществить действия по оборудованию жилых помещений индивидуальными приборами учета.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Между тем, суды, отказывая Обществу во взыскании с Агентства 485 142 руб. 39 коп. задолженности за коммунальные услуги по электроснабжению за период с 01.07.2016 по 30.11.2017, не учли следующего.
Общество ссылается на нарушение судами пункта 1 статьи 157 ЖК РФ, статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пункт 81 Правил N 354, полагая при этом, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления допускается только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, в спорном периоде Общество осуществляло управление 6 МКД, в которых имелись находившиеся в собственности Санкт- Петербурга жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) электрической энергии.
Эти жилые помещения на основании договоров найма заселены гражданами, которым Общество как управляющая организация начисляла плату за коммунальные услуги и выставляло соответствующие счета для оплаты.
Агентство наделено полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в МКД.
В данном случае собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ находящихся в собственности Санкт- Петербурга жилых помещений в МКД, в связи с чем Общество обратилось к Агентству с требованием о взыскании платы, рассчитанной по пункту 42 Правил N 354, с учетом повышающего коэффициента (том дела 1, лист 13).
Вступившим в силу в ноябре 2009 года Законом об энергосбережении на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13).
В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг на собственников этих помещений (пункт 81).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) предусмотрено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5.
Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Поскольку законодательство возлагает обязанность по оснащению жилого помещения в МКД на его собственника, Агентство, как представитель собственника спорных жилых помещений, не ссылалось на отсутствие технической возможности установки ИПУ электрической энергии в этих помещениях, у судов отсутствовали основания для освобождения собственника от обязанности внесения платы, обусловленной отсутствием ИПУ в принадлежащих ему помещениях.
Такой вывод и толкование норм права содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2019 N 307-ЭС19-6275 по делу N А56-11711/2018 со схожими фактическими обстоятельствами, подлежащее применению в силу статьи 16 АПК РФ.
Спора о сумме задолженности между сторонами не имеется.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены, но при этом ими неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция полагает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а исковые требованию - удовлетворению в полном объеме с распределением в порядке статьи 110 АПК РФ судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьями 110, 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2019 по делу N А56-28740/2018 отменить.
Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, дом 83, ОГРН 1027810344000, ИНН 7826683829) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Казанская ул., дом 4, лит. А, пом. 3Н, ОГРН 1147847277852, ИНН 7840510987) 485 142 руб. 39 коп. задолженности, 15 703 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.