30 июля 2019 г. |
Дело N А56-69847/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Преснецовой Т.Г. и Чуватиной Е.В.,
при участии от администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Соседко Ю.В. (доверенность от 29.12.2018), от компании "Зована" Абдуллаевой С.М. (доверенность от 15.10.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу компании "Зована" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 по делу N А56-69847/2018 (судьи Тимухина И.А., Желтянников В.И., Жиляева Е.В.),
установил:
Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, место нахождения: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 10, ОГРН 1037851027081, ИНН 7809029013 (далее - администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к компании "Зована", место нахождения: Южно-Африканская Республика, EXT22, Хартбееспоорт, Норт Вест, Мэдоу стар Плейс о Вапад, Мэлоди, 22, регистрационный номер: 2016/424533/07, дата регистрации: 29.09.2016 (далее - компания), об обязании обеспечить доступ в квартиры N N 2, 4, 6, 7, 8, 21, 25, 27, 30 и нежилое помещение 11-Н, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Галерная ул., д. 53А, для проведения проверки наличия/отсутствия перепланировки и/или переустройства помещений (с учётом уточнения требований).
Решением суда от 28.09.2018 иск удовлетворён.
Апелляционный суд установил наличие безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции и вынес определение от 21.01.2019 о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением апелляционного суда от 25.02.2019 решение отменено, иск удовлетворён.
В кассационной жалобе компания просит постановление отменить в части удовлетворения иска и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы считает, что у администрации района нет полномочий на осуществление жилищного контроля, в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" контроль осуществляется администрацией района без соответствующих полномочий.
Податель жалобы ссылается на то, что администрация района не является органом государственного жилищного контроля, органом, обеспечивающим сохранность объекта культурного наследия и не вправе требовать обеспечения ей доступа в помещения, принадлежащие ответчику.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в нём выводами.
Законность постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель компании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель администрации обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Квартиры N N 2, 4, 6, 7, 8, 21, 25, 27, 30 и нежилое помещение 11-Н, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Галерная ул., д. 53А, принадлежат компании на праве собственности.
Граждане, проживающие в упомянутом многоквартирном жилом доме, обратились в администрацию с жалобами о нарушении их жилищных прав в связи с проведённой компанией незаконной перепланировкой в помещениях дома и размещением в них отеля и ресторана "Счастливый Пушкин".
Согласно акту от 23.04.2018 членами межведомственной комиссии Адмиралтейского района Санкт-Петербурга осуществлён выход в упомянутый жилой дом, доступ в жилые и нежилое помещения, принадлежащие компании, комиссии не предоставлен.
Администрация направила компании предписание от 10.05.2018 N 08-149/2018-ОСиЗ о предоставлении доступа в названные помещения для проверки наличия/отсутствия перепланировки и/или переустройства помещений.
Как следует из акта межведомственной комиссии Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 22.05.2018, предписание от 10.05.2018 N 08-149/2018-ОСиЗ компанией не исполнено, доступ представителям комиссии администрации в упомянутые квартиры и нежилое помещение не обеспечен.
Ссылаясь на отсутствие у компании разрешительной документации на выполнение перепланировки и переустройства помещений, отказ в предоставлении доступа в помещения с целью выявления перепланировки, переустройства помещений администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды посчитали, что администрация наделана полномочиями по проверки наличия/отсутствия перепланировки помещений в жилом доме, установили, что ответчик необоснованно чинит препятствия в доступе в помещения для целей проверки наличия/отсутствия перепланировки, и удовлетворили иск.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 этой же статьи).
Согласно части 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением должно осуществляться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 3, 4, 6 Правил пользования жилыми помещениями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25 (далее - Правила пользования жилыми помещениями), предусмотрено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Жилое помещение может быть использовано проживающими в нем на законных основаниях гражданами (наряду с проживанием) для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно пунктам 17, 19 Правил пользования жилыми помещениями собственник жилого помещения в многоквартирном доме пользуется жилым помещением по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. В качестве пользователя жилым помещением собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 ЖК РФ предусмотрено, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Защита жилищных прав осуществляется, в частности путём восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения (пункт 2 части 3 указанной статьи).
Согласно пунктам 7 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе согласование переустройства и перепланировок помещений в многоквартирном доме, осуществление муниципального жилищного контроля.
Как следует из части 2 названной статьи, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании пунктов 1.1, 2.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098, Положения о районной межведомственной комиссии, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 N 112, исходя из предоставленных администрации полномочий, правомерно отклонили доводы подателя жалобы. Суды обоснованно посчитали, что в целях обеспечения сохранности жилого фонда администрация наделена полномочиями для осуществления проверки обстоятельств, изложенных в жалобе граждан о проведении незаконной перепланировки/переустройства помещений в названном многоквартирном жилом доме, и вправе в данном случае требовать в судебном порядке обеспечить доступ представителям администрации для проверки наличия/отсутствия перепланировки/переустройства помещений.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 по делу N А56-69847/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу компании "Зована" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.