09 августа 2019 г. |
Дело N А66-16298/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Лущаева С.В.,
рассмотрев 07.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Диэлектрические кабельные системы" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.12.2018 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 (судьи Мурахина Н.В., Алимова Е.А., Осокина Н.Н.) по делу N А66-16298/2018
установил:
акционерное общество "Диэлектрические кабельные системы", место нахождения: 170017, Тверская область, город Тверь, улица Бочкина, дом 15, ОГРН 1026900516390, ИНН 6905062011 (далее - Общество, АО "ДКС") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Вагжанова, дом 9, строение 1, ОГРН 1026900566880, ИНН 6903005441 (далее - Отделение, ОПФР) о признании незаконным решения от 28.08.2018 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и о возложении на ответчика обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы в размере 311 751 руб. 17 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонное), место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20, ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696 (далее - Управление), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области, место нахождения: 170043, Тверская область, город Тверь, Октябрьский проспект, дом 26, ОГРН 1066901031812, ИНН 6950000017 (далее - инспекция, налоговый орган).
Решением суда первой инстанции от 13.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 13.12.2018 и постановление от 09.04.2019 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, поддержанная судами правовая позиция Отделения о том, что в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, страховые взносы подлежат начислению по дополнительному тарифу вне зависимости от режима их занятости, не отвечает принципу справедливости. Общество считает, что при отсутствии у таких лиц права на досрочное назначение пенсий уплата работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу в зависимости от выплаченного им вознаграждения утрачивает свою основную цель - обеспечение пенсионных прав конкретного работника.
В отзыве на кассационную жалобу Отделение, считая выводы судов законными и обоснованными, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы без их участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной документарной проверки деятельности Общества в отношении обоснованности включения в Перечень профессий и должностей, работа которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с особыми условиями труда (далее - Перечень) в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), отдельных категорий рабочих мест Отделением составлен акт от 09.03.2016 N 740. Как отражено в указанном акте, Обществом в 2014-2015 годах необоснованно включены в Перечень профессии и должности "технологов" и "старших технологов" в структурном подразделении "технологический отдел", поскольку участие лиц, занятых в технологическом процессе в соответствии с этими должностями носит временный характер (составляет менее 80% рабочего времени), что соответственно не дает право учитывать этот период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
В связи с выявленными нарушениями АО "ДКС" 20.12.2017 представило уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2016 год (далее - Расчет) (номер корректировки - 004), в котором уменьшило обязательства по дополнительному тарифу за 2014-2015 годы на 311 751 руб. 17 коп. (за 2014 год на с 144 058 руб. 53 коп., за 2015 год на 167 692 руб. 64 коп. (строка 120, графа 7 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, раздела 1 Расчета).
В ходе проведения камеральной проверки указанного Расчета Отделением установлено неправомерное исключение из базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам выплат и вознаграждений сотрудников, работающих по профессии "технолог", "старший технолог".
Учитывая, что на момент представления уточненного Расчета Обществом в полном объеме оплачены суммы страховых взносов, ОПФР принято решение от 03.05.2018 N 078С04180000330 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, которым АО "ДКС" доначислены страховые взносы по дополнительным тарифам в размере 311 751 руб. 17 коп.
Общество по телекоммуникационным каналам связи 28.08.2018 направило в Отделение заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, которым просило произвести возврат страховых взносов по дополнительному тарифу по части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в размере 311 751 руб. 17 руб. (КБК 182102021320610100160).
Рассмотрев указанное заявление Отделение приняло решение от 28.08.2018 N 1756 об отказе в возврате указанной суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, о чем 31.08.2018 обществу направлено соответствующее уведомление.
Не согласившись с решением ОПФР от 28.08.2018 N 1756, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применении судами норм материального права, суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для данных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), применяются с 01.01.2013 следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: в 2013 году - 2 процента, в 2014 году - 4 процента, в 2015 году и в последующие годы - 6 процентов.
В соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон N 167-ФЗ с 01.01.2013 работодатели должны начислять страховые взносы в Пенсионный фонд России по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.
Если работник занят на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ (до 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ), то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются независимо от того, была ли в отношении его рабочего места проведена аттестация рабочих мест по условиям труда или специальная оценка условий труда. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда фактически влияют только на размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как правильно указали суды, при отсутствии результатов аттестации рабочих мест либо специальной оценки условий труда за спорный период (2014-2016 годы) Общество обязано было уплачивать в отношении выплат и вознаграждений сотрудникам, работающих по профессии "технолог", "старший технолог" страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 1 и 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Довод Общества об отсутствии оснований для применения предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительных тарифов страховых взносов в отношении выплат, произведенных работникам, занятым неполный рабочий день (менее 80% рабочего дня) на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ) правомерно признан судами основанным на неправильном толковании заявителем норм материального права.
Судами верно отмечено, что Закон N 212-ФЗ не содержал каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.
Согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).
При этом следует принимать во внимание то, что страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Закона N 167-ФЗ, статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, N 167-ФЗ и N 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), в том числе и в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2018 N 309-КГ18-5069, включенном в Обзор практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
В этой связи следует признать, что у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.
Доводы кассационной жалобы Общества, основанные на ошибочном толковании норм материального права, не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне с соблюдением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу АО "ДКС" подлежащей отклонению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.12.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 по делу N А66-16298/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Диэлектрические кабельные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.