13 августа 2019 г. |
Дело N А56-160596/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Загребальной Я.А. (доверенность от 26.12.2018),
рассмотрев 13.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2019 (судья Трощенко Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 (судьи Юрков И.В., Лопато И.Б., Сомова Е.А.) по делу N А56-160596/2018,
установил:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н; ОГРН 1027809244561; ИНН 7832000076; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12; ОГРН 1047833068931; ИНН 7801267400; далее - Управление) от 30.10.2018 N 187/18 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 25.02.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.04.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда изменить. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Комитета доводы жалобы поддержала.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 24.01.2018 N 23193 Управлением проведены мероприятия по контролю за соблюдением земельного законодательства по адресу: г. Санкт-Петербург, Приморский пр., д. 72, лит. А.
В ходе проверки выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 78:34:0416602:15 (вид разрешенного использования - для рекреационных целей), принадлежащий на праве собственности Санкт-Петербургу, по договору аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 16.10.2002 N 00/ЗК-02052(17) передан Комитетом ЗАО "Стремберг" для осуществления инвестиционного проекта по проектированию и строительству теннисного клуба, гостиницы и детского развлекательного центра и дальнейшего использования после осуществления инвестиционного проекта. При этом ЗАО "Стремберг" на основании указанного договора использует участок для размещения объекта капитального строительства (многофункционального торгово-развлекательного комплекса с аквапарком).
По факту использования земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием Управление составило в отношении Комитета протокол от 16.04.2017 N 187/17 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, а постановлением от 30.10.2018 N 187/18 привлекло его к этой административной ответственности, назначив наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Комитет не согласился с привлечением к административной ответственности и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Комитета состава вмененного ему административного правонарушения, однако, признав административное правонарушение малозначительным, заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37).
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что земельный участок с кадастровым номером 78:34:0416602:15, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, Приморский пр., д. 72, лит. А., находящийся в собственности Санкт-Петербурга, передан Комитетом в аренду ЗАО "Стремберг" по договору аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 16.10.2002 N 00/ЗК-02052(17).
Установив, что земельный участок, имеющий вид разрешенного использования - для рекреационных целей, фактически используется ЗАО "Стремберг" для эксплуатации многофункционального торгово-развлекательного комплекса с аквапарком, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Комитета состава указанного административного правонарушения, с чем согласился и апелляционный суд.
Между тем судами не учтено, что в соответствии со статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (пункт 1). Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 271 Гражданского кодекса собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу статьи 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из материалов дела следует, что распоряжением Администрации Санкт- Петербурга от 05.08.2002 N 1356-ра "О проектировании и строительстве теннисного клуба, гостиницы и детского развлекательного центра по адресу: Приморский административный район, на территории государственного учреждения "Парк 300-летия Санкт-Петербурга" утверждено решение инвестиционно-тендерной комиссии о разрешении ЗАО "Стремберг" проектирования и строительства теннисного клуба, гостиницы, детского развлекательного центра по адресу: Приморский административный район, на территории государственного учреждения "Парк 300-летия Санкт-Петербурга", за счет собственных и привлеченных средств.
На основании данного распоряжения между Комитетом и ЗАО "Стремберг" заключен договор аренды на инвестиционных условиях от 16.10.2002 N 00/ЗК-02052(17) указанного земельного участка, в соответствии с которым участок предоставлен для осуществления инвестиционного проекта по проектированию и строительству теннисного клуба, гостиницы и детского развлекательного центра и дальнейшего использования после осуществления инвестиционного проекта (пункт 1.2 договора).
При этом в ходе проверки Управлением установлено, что на указанном земельном участке ЗАО "Стремберг" возведен многофункциональный торгово-развлекательный комплекс с аквапарком, что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Поскольку условиями договора аренды предусматривалось использование участка в соответствии с видом разрешенного использования, земельный участок передан арендатору, а использование земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием фактически допущено не арендодателем вывод судов о наличии в действиях Комитета состава данного административного правонарушения является ошибочным, как основанный на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 по делу N А56-160596/2018 отменить.
Постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 30.10.2018 N 187/18 признать незаконным и отменить.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.