22 августа 2019 г. |
Дело N А56-82405/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.08.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Александровой Е.Н., Алешкевича О.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания "Парковая" Поляковой О.С. (доверенность от 11.04.2019) и Павлова Н.И. (доверенность от 15.08.2019), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу Смирновой Т.Г. (доверенность от 10.01.2019),
рассмотрев 20.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания "Парковая" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.20119 по делу N А56-82405/2018 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания" Парковая", место нахождения: 196211, Санкт-Петербург, поспект Космонавтов, дом 23, корпус 3, ОГРН 1107847353437, ИНН 7842439955 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Московского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 20.04.2018 N 2-18-284/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда первой инстанции от 21.11.2018 (судья Ресовская Т.М.) предписание в части пунктов 1 и 3 предписание признано недействительным.
Постановлением апелляционного суда от 20.03.2019 решение суда первой инстанции в части пункта 3 предписания отменено, в удовлетворении указанной части требования отказано; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права в части признания недействительным пункта 3 предписания, просит постановление отменить.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в жалобе, а представитель Отдела, ссылаясь на законность и обоснованность постановления апелляционного суда, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 15.03.2018 N 2-18-284 Отделом в отношении Общества была произведена внеплановая выездная проверка объекта защиты - здания многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: Санкт-Петербург, проспект Космонавтов, дом 23, корпус 3.
В ходе проверки установлено нарушение Обществом требований пункт 1 части 2 статьи 1, часть 4 статьи 4, статья 6, статья 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.3.3 СП 1.13130.2009, подпункта "е" пункта 23 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390).
1. Допущено изменение конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке, в результате чего уменьшена зона действия автоматических установок противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, систем дымоудаления, систем оповещения людей о пожаре), а именно: в общем коридоре установлены перегородки, отделяющие одну или несколько квартир (кв. N 115, 116, 117, 215, 216, 261, 262, 263, 316).
2. Не обеспечен нормативный предел огнестойкости противопожарных преград, отделяющих лифтовый холл и тамбур-шлюз (трубопроводы, проходящие через противопожарные преграды, выполнены из полимерных материалов, тем самым снижая предел огнестойкости данной противопожарной преграды).
3. В поэтажных коридорах установлено оборудование (электрощиты, шкафы пожарных кранов), выступающие из плоскости стен на высоте менее 2-х метров.
4. Не обеспечен нормативный предел огнестойкости противопожарных преград (перекрытие), отделяющих подземную автостоянку и первый этаж (трубопроводы, проходящие через перекрытие, выполнены из полимерных материалов, тем самым снижая предел огнестойкости данной противопожарной преграды).
По результатам проверки составлен акт от 20.04.2018 N 2-18-284.
Предписанием от 20.04.2018 N 2-18-284/1/1 Обществу предложено в срок до 01.10.2019 года устранить указанные нарушения.
Общество не согласилось с предписанием Отдела, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, посчитав, что предписание в части пунктов 1 и 3 необоснованно, требование Общества в указанной части удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 3 предписания, в связи с чем отменил его и в удовлетворении заявления в данной части отказал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права в пределах доводов жалобы, приходит к следующим выводам.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1 Закона N 69-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии обеспечивающим, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности (статья 20 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В рассматриваемом деле судами установлено, что Общество осуществляет управление спорным многоквартирным домом, в связи с чем обоснованно сочли, что именно оно является ответственным лицом за содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе и за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований.
В силу пункта 4.3.3 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" в коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.
Таким образом, при установке на путях эвакуации пожарных кранов на высоте менее 2 м они должны размещаться во встроенных шкафах, не выступающих из полости стен.
Поскольку в данном случае ширина коридора фактически уменьшена в связи с размещением шкафов с оборудованием на высоте менее 2-х метров, что Обществом не оспаривается, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал Обществу в признании пункта 3 оспариваемого предписания недействительным.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием апелляционной инстанцией положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм вышеназванного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019 по делу N А56-82405/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания "Парковая" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.