02 сентября 2019 г. |
Дело N А56-87656/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Компания Усть-Луга" Платоновой В.В. (доверенность от 13.03.2019 N 13), Кореньковой Д.Д. (доверенность от 29.04.2019 N 25), от федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" Воронина Б.А. (доверенность от 13.08.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Компания Усть-Луга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2018 (судья Кротов С.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 (судьи Полубехина Н.С., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-87656/2018,
установил:
Открытое акционерное общество "Компания Усть-Луга", место нахождения: 188480, Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, г. Кингисепп, пр. Карла Маркса, д. 25/2, ком. 201, пом. 66, ОГРН 1024701425242, ИНН 4707005410 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), выразившихся в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Учреждение) на земельные участки с кадастровыми номерами 47:20:0223002:2308, 47:20:0223002:2309, 47:20:0223002:2310, 47:20:0223002:2311, 47:20:0223002:2312, 47:20:0223002:2313; обязании Управления Росреестра устранить допущенные нарушения; признании незаконными действий Управления Росреестра, выразившихся в постановке на государственный кадастровый учет названных земельных участков; обязании Управления Росреестра устранить допущенные нарушения путем снятия земельных участков с государственного кадастрового учета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Учреждение, место нахождения: 197198, Санкт-Петербург, Съезжинская ул., д. 3, ОГРН 1027806859904, ИНН 7814047681; Федеральное агентство морского и речного транспорта, место нахождения: 125993, Москва, ул. Петровка, д. 3/6, ОГРН 1047796291950, ИНН 7707516988 (далее - Росморречфлот).
Определением от 08.11.2018 производство по делу в части признания незаконными действий Управления Росреестра по постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных участков и обязания регистрирующего органа устранить допущенные нарушения путем снятия участков с государственного кадастрового учета прекращено в связи с принятием отказа заявителя от требований в этой части.
Решением от 19.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить решение от 19.12.2018 и постановление от 14.03.2019, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, вывод апелляционного суда со ссылкой на письмо Росморречфлота от 18.01.2018 об одностороннем отказе арендодателя от договора аренды не соответствует содержанию данного письма, затрагивает права и обязанности субарендаторов земельного участка, не привлекавшихся к участию в деле; государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения в отношении вновь образованных земельных участков произведена с нарушением установленной процедуры, в отсутствие соглашения об изъятии земельных участков; арендные отношения между Обществом и Росморречфлотом фактически продолжаются по настоящее время.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что при совершении оспариваемых действий регистрирующим органом не были допущены нарушения действующего законодательства, права и законные интересы заявителя действиями Управления Росреестра не нарушаются.
Росморречфлот в отзыве на кассационную жалобу также возражает против ее удовлетворения, указывая, что в соответствии с документацией по планировке территории объекта транспорта было произведено изъятие части земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:8, вопрос о судьбе договора аренды в отношении изъятой части земельного участка надлежащим образом исследован судом.
В судебном заседании представители Общества поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Учреждения против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (далее - Управление Росимущества) от 28.12.2007 N 690 Управление Росимущества (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 04.03.2008 N 187-Н аренды земельных участков из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения общей площадью 330,575 га, в том числе участка N 1 площадью 111,4693 га с кадастровым номером 47:20:0223002:123 по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, Вистинское сельское поселение, Морской торговый порт Усть-Луга, и участка N 2 площадью 219,1057 га с кадастровым номером 47:20:0223002:8 по адресу: Ленинградская обл., Кингисеппский р-н, Вистинское сельское поселение, северная часть кадастрового квартала (Морской торговый порт Усть-Луга), для строительства объектов Морского торгового порта Усть-Луга сроком действия до 01.02.2057 (в редакции дополнительных соглашений от 01.10.2009 N 1 и от 29.03.2011 N 3).
Пунктом 6.4 договора предусмотрено право арендодателя в бесспорном и одностороннем порядке без обращения в суд полностью отказаться от исполнения договора в случае принятия в установленном порядке решения о предоставлении участков под капитальное строительство для государственных нужд.
Договор и дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением от 12.11.2014 к договору аренды от 04.03.2008 N 187-Н арендодатель заменен на Росморречфлот.
Указанное дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 08.12.2014.
Письмом от 29.07.2016 Учреждение, осуществляющее функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения на территории Ленинградской, Псковской и Калининградской областей, а также выполняющее функции заказчика по проектированию, строительству и реконструкции объектов, включенных в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848, в том числе по строительству объекта "Реконструкция автомобильной дороги М-11 "Нарва" - от Санкт-Петербурга до границы с Эстонской Республикой (на Таллин) подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга (через Керстово, Котлы, Косколово) на км 40 - км 52 (подъезд к деревне Ручьи) в Ленинградской области", уведомило Общество со ссылкой на статью 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации о принятии Федеральным дорожным агентством (далее - Росавтодор) распоряжения от 11.07.2016 N 1207-р об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта, направив копию указанного распоряжения.
Распоряжением Росавтодора от 11.07.2016 N 1207-р изъяты для нужд Российской Федерации земельные участки согласно приложению, а именно части общей площадью 55 638 кв. м земельного участка площадью 2 191 057 кв. м с кадастровым номером 47:20:0223002:8.
По заявлению Учреждения на основании представленного межевого плана 24.10.2017 поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 47:20:0223002:2308, 47:20:0223002:2309, 47:20:0223002:2310, 47:20:0223002:2311, 47:20:0223002:2312, 47:20:0223002:2313, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:8.
Распоряжением Росавтодора от 21.12.2017 N 4114-р вид разрешенного использования указанных вновь образованных шести земельных участков определен "автомобильный транспорт"; названные участки предоставлены Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
Письмом от 18.01.2018 N КС-28/427 Росморречфлот по поручению Росавтодора сообщил Обществу об изъятии в соответствии с документацией по планировке территории частей земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:8 в целях реализации проекта по реконструкции объекта автомобильного транспорта федерального значения, о принятии Росавтодором распоряжения от 21.12.2017 N 4114-р об определении вида разрешенного использования земельных участков и предоставлении их в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению; предупредил со ссылкой на пункт 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, что в случае государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельные участки и/или изменения вида разрешенного использования Росморречфлот будет обязан принять решение об отказе в предоставлении в аренду вновь образованных земельных участков с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:8.
16.03.2018 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения в отношении шести земельных участков с кадастровыми номерами 47:20:0223002:2308, 47:20:0223002:2309, 47:20:0223002:2310, 47:20:0223002:2311, 47:20:0223002:2312, 47:20:0223002:2313, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:8.
27.06.2018 осуществлен государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:8 в части сведений о местоположении границы и площади, которая с 2 191 057 кв. м изменена на 2 135 419 кв. м в результате вычета площади образованных земельных участков.
Общество, считая, что в нарушение положений статьи 60 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения в отношении шести земельных участков, образованных из арендуемого Обществом земельного участка, произведена в отсутствие заключенного в установленном земельным законодательством порядке соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившего в силу решения суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, а также документов, подтверждающих предоставление возмещения за изымаемые части земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действующей с 01.04.2015, допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
Необходимым условием изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения за счет средств соответствующего бюджета либо за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии. Данное условие реализуется, в частности, путем заключения соглашения между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом при участии в соответствующих случаях заинтересованной организации. В соглашении определяются конкретные условия прекращения и возникновения прав на земельные участки и объекты недвижимости в связи с изъятием, сроки передачи имущества, размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки. Порядок подготовки и заключения соглашения, требования к его содержанию установлены статьями 56.7, 56.9, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
С 01.04.2015 изъятие земельных участков производится в соответствии с правовым регулированием, введенным Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в данном случае уполномоченным органом - Росавтодором - было принято решение об изъятии частей земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:8 для государственных нужд в целях размещения объекта транспорта федерального значения в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории. Наличие оснований для изъятия частей земельного участка, решение об изъятии Обществом не оспаривались. Как пояснило Общество в судебном заседании, в настоящее время на спорных земельных участках размещается дорога федерального значения. Таким образом, изъятие части земельного участка фактически осуществлено.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящими требованиями, предъявленными к Управлению Росреестра в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество ссылалось на нарушение регистрирующим органом процедуры проведения государственной регистрации, не оспаривая право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения в отношении шести земельных участков, образованных в результате раздела арендуемого Обществом земельного участка. Как полагает Общество, предъявление настоящих требований направлено на защиту его права на получение возмещения за изъятый земельный участок (в части) и заключение соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд.
По смыслу правового регулирования института изъятия недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд изъятие производится независимо от воли правообладателя изымаемой недвижимости. Поскольку часть земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:8 уже фактически изъята, нет оснований считать, что право Общества на получение возмещения нарушается действиями Управления Росреестра по государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на фактически изъятые земельные участки. Как разъяснено в пункте 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества. В настоящее время в рамках дела N А56-48947/2018 рассматривается требование Общества о взыскании убытков, причиненных изъятием части площадью 55 638 кв. м земельного участка с кадастровым номером 47:20:0223002:8.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу, что отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, при которых решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц могут быть признаны незаконными, поскольку заявителем не доказано нарушение оспариваемыми действиями регистрирующего органа тех его прав, в целях защиты которых предъявлено настоящее требование, и отказали в удовлетворении требований Общества.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не обосновывают, каким образом его право на получение возмещения в связи с фактическим изъятием части земельного участка может быть восстановлено в случае удовлетворения требований.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 по делу N А56-87656/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Компания Усть-Луга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.