27 сентября 2019 г. |
Дело N А44-11679/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.02.2019 (судья Деменцова И.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Чередина Н.В.) по делу N А44-11679/2018,
установил:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Крестецкому району Новгородской области, место нахождения: 175460, Новгородская обл., Крестецкий р-н, раб. пос. Крестцы, Полевая ул., д. 16а, ОГРН 1115302000340, ИНН 5305006694 (далее - Отдел), обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях, место нахождения: 173004, Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д. 6, ОГРН 1095321003030, ИНН 5321134051 (далее - Управление Росимущества), об обязании принять в казну Российской Федерации имущество, закрепленное за Отделом на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования, а именно здание общей площадью 626,3 кв. м с кадастровым номером 53:06:0010126:41 и земельный участок общей площадью 2975,76 кв. м с кадастровым номером 53:06:0010126:20, расположенные по адресу: Новгородская обл., пос. Крестцы, Московская ул., д. 24.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области, место нахождения: 173007, Великий Новгород, ул. Людогоща, д. 5/68, ОГРН 1025300787016, ИНН 5321038319 (далее - Управление МВД); администрация Крестецкого муниципального района, место нахождения: 175460, Новгородская обл., Крестецкий р-н, раб. пос. Крестцы, Советская пл., д. 1, ОГРН 1025301588960, ИНН 5305000572.
Решением от 15.02.2019 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, настоящий спор вытекает из административных правоотношений, поскольку на основании принятого судом решения Управление Росимущества должно издать соответствующее распоряжение о прекращении прав Отдела, в связи с чем этот спор не подлежал рассмотрению по правилам искового производства; Управление Росимущества не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку заявленные требования выходят за пределы его полномочий, определенных Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 19.12.2016 N 465; изъятие излишнего, неиспользуемого имущества является правом, а не обязанностью собственника; односторонний отказ Отдела от прав на предоставленное ему имущество повлечет возложение на собственника имущества не предусмотренных законом обязанностей.
Отдел и Управление МВД в отзыве на кассационную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, считая обжалуемые судебные акты правильными, и рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Отдела и Управления МВД не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, за Отделом зарегистрировано право оперативного управления в отношении здания общей площадью 626,3 кв. м с кадастровым номером 53:06:0010126:41, расположенного по адресу: Новгородская обл., пос. Крестцы, Московская ул., д. 24, и право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка общей площадью 2975,76 кв. м с кадастровым номером 53:06:0010126:20 по тому же адресу, занятого указанным зданием. Данные объекты использовались Отделом для размещения личного состава территориального органа внутренних дел.
С начала 2015 года Отдел размещается и использует для осуществления своей деятельности вновь построенный административный комплекс, состоящий из здания общей площадью 2047 кв. м, изолятора временного содержания общей площадью 1500,3 кв. м и гаража общей площадью 264 кв. м, расположенный на земельном участке общей площадью 12 000 кв. м с кадастровым номером 53:06:0010103:94 по адресу: Новгородская обл., Крестецкий р-н, пос. Крестцы, Полевая ул., д. 16а. В отношении зданий за Отделом также зарегистрировано право оперативного управления, а в отношении земельного участка - право постоянного (бессрочного) пользования.
Отдел неоднократно направлял в Управление Росимущества обращения об отказе от прав в отношении здания и земельного участка по Московской ул., д. 24 в пос. Крестцы, поскольку данное имущество не используется в деятельности Отдела, просил прекратить вещные права Отдела на это имущество и принять его в казну Российской Федерации. При этом отказ Отдела от права оперативного управления зданием и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком согласован Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - Министерство).
Отдел, ссылаясь на бездействие Управления Росимущества по данному вопросу и его уклонение от принятия в казну Российской Федерации имущества, не используемого учреждением для осуществления уставной деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право оперативного управления имуществом относятся к вещным правам наряду с правом собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 названного Кодекса учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 названной статьи).
Как установлено пунктом 3 статьи 299 упомянутого Кодекса, право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено этим Кодексом, прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации как одно из оснований прекращения права собственности предусмотрен отказ собственника от права собственности.
Согласно пункту 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые определены статьей 53 данного Кодекса.
Таким образом, отказ учреждения от права оперативного управления на имущество и землепользователя от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусмотрен законом в качестве основания прекращения права.
Суды, установив по результатам исследования и оценки собранных в ходе рассмотрения дела доказательств, что спорное имущество не используется Отделом для осуществления своей деятельности, отказ от права согласован с Министерством, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями гражданского и земельного законодательства пришли к выводу, что Отдел вправе отказаться от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества и предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, и в отсутствие доказательств правомерности бездействия Управления Росимущества по принятию не используемого Отделом имущества в казну Российской Федерации удовлетворили исковые требования.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы судов о наличии у Отдела права на отказ от вещных прав в отношении закрепленного за ним имущества, что влечет для собственника соответствующие правовые последствия в виде принятия этого имущества в казну независимо от того, каким образом собственник намерен распорядиться этим имуществом в дальнейшем.
Ссылка Управления Росимущества на отсутствие у него полномочий по решению данного вопроса обоснованно отклонена судами по результатам тщательного исследования нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение Росимущества и его территориальных подразделений. Напротив, бездействие Управления Росимущества, выраженное в непринятии в казну Российской Федерации имущества, не используемого истцом, противоречит основным целям деятельности территориального подразделения федерального органа исполнительной власти по управлению государственным имуществом, которая должна быть направлена на рациональное и эффективное использование федерального имущества.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.02.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019 по делу N А44-11679/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.