11 октября 2019 г. |
Дело N А13-16637/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от товарищества собственников жилья "Юг" Толстоброва А.П. (доверенность от 20.11.2017), Параничевой Е.С. (доверенность от 20.11.2017), Малованова О.Н. (лично, паспорт), Борисова А.М. (доверенность от 10.01.2018, бланк 35 АА 1154435),
рассмотрев 09.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Юг" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 по делу N А13-16637/2017,
установил:
Товарищество собственников жилья "Юг", адрес: 160033, г. Вологда, Евковская ул., д. 12, оф. 17, ОГРН 1143525017294, ИНН 3525332690 (далее - ТСЖ, Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании пункта 2 предписания Государственной жилищной инспекции Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538 (далее - ГЖИ, Инспекция), от 10.07.2017 N 368-08.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Малованова Олега Николаевича.
Решением от 28.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2019, в удовлетворении заявления ТСЖ отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в связи с неправильным истолкованием судами нормативно-технических требований по теплоизоляционной стойкости и тепловой защите помещений, а именно СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", что привело к ошибочным выводам, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы полагает, что суды безосновательно проигнорировали все его доводы, в обоснование которых ссылается на разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.04.2019.
Представители Инспекции, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители ТСЖ поддержали доводы жалобы, третье лицо и его представитель возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям приведенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ГЖИ на основании распоряжения от 11.01.2017 N 21 проведена внеплановая выездная проверка деятельности ТСЖ с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина от 16.12.2017 (вх. N 9045) по вопросу неудовлетворительного состояния и содержания строительных конструкций (промерзание стен) в квартире N 5 многоквартирного дома N 12 по улице Евковской города Вологды (далее - МКД).
В ходе проверки ГЖИ установлено, что в квартире N 5 МКД в канале системы естественной вытяжной вентиляции в туалете, в котором выведен приставной воздуховод из помещения кухни, имеется засор (завал из битого кирпича) на всю высоту вентиляционного отверстия, а также при температуре наружного воздуха минус 4 градуса Цельсия перепад между температурой внутреннего воздуха в кухне и угловой комнате и внутренней поверхности ограждающей конструкции наружной стены (торцевой) превышает допустимые требования (4 градуса Цельсия).
Итоги проверки зафиксированы в акте от 17.01.2017 N 21-08.
Ввиду выявленных нарушений Товариществу выдано предписание от 17.01.2017 N 21-08 об их устранении, со сроком исполнения до 15.05.2017 (с учетом его продления).
В целях проверки исполнения предписания от 17.01.2017 от N 21-08 на основании распоряжения от 28.06.2017 N 368 ГЖИ проведена внеплановая выездная проверка по результатам которой составлен акт от 10.07.2017 N 368-08 согласно которому при осмотре в системе вентиляции в квартире N 5 МКД, в помещении туалета в обоих вентиляционных каналах (от кухни и от помещения туалета и ванной комнаты) обнаружены завалы из битого красного кирпича; при осмотре оголовка вентиляционных каналов, выведенного за пределы кровли, снаружи в районе каналов квартиры N 5 на поверхности выявлено разрушение кирпичной кладки, выбоины, расслоения и сколы.
Кроме того, при осмотре наружных стен в квартире N 5 МКД в кухне и угловой комнате на поверхности стен в наружных углах имеются черные пятна грибкового вида.
На момент проведения проверки информация, подтверждающая проведение ремонтных работ по устранению переохлаждения наружных стен квартиры N 5 и устранению причин появления конденсата и черных пятен, не представлена.
В связи с этим Инспекция повторно выдала Товариществу предписание от 10.07.2017 N 368-08 об устранении в срок до 01.09.2017:
- нарушения пунктов 5.5.6, 5.5.12, 5.7.2, 4.6.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), путем выполнения работ по приведению вентиляционных каналов в помещении туалета квартиры N 5 МКД в рабочее состояние (устранить засоры) и осуществления ремонта оголовка вентиляционных каналов, имеющего повреждения (пункт 1 предписания).
- нарушения пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.12, 4.2.1.13, 4.10.2.1 Правил N 170, пункта 3 Минимального перечня N 290, пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а именно выполнить необходимые ремонтные работы по устранению переохлаждения наружных стен в помещениях кухни и угловой комнаты квартиры N 5 МКД, а также по устранению причин увлажнения, конденсата и черных пятен на внутренней поверхности наружных стен (пункт 2 предписания).
Срок исполнения предписания от 10.07.2017 Инспекцией продлевался до 01.10.2017, помимо того, срок исполнения пункта 2 предписания от 10.07.2017 продлевался до 01.12.2017.
Не согласившись с пунктом 2 предписания, Товарищество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в данном случае у Инспекции правовых и фактических оснований для выдачи предписания в обжалуемой части. Суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания в означенной части как акта контрольного реагирования уполномоченного органа, направленного надлежащему субъекту ответственности в связи с неисполнением обязанностей, возложенных на него жилищным законодательством.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
На основании пунктов 2 и 4 части 1 статьи 138 указанного Кодекса товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору.
Судами, с использованием информации Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, размещенной в сети Интернет на официальном сайте по адресу: https://dom.gosuslugi.ru, установлено, что рассматриваемый трехэтажный МКД управляется ТСЖ "Юг". Следовательно, ТСЖ является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.09.2014 серии АБ N 807600 Малованов О.Н. является собственником квартиры N 5 дома N 12 по улице Евковской города Вологды (объект права: квартира, назначение жилое, кадастровый номер 35:24:0502009-425).
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 39 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, состав которого определен в статье 36 ЖК РФ и пункте 2 Правил N 491.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (подпункты "а" - "д" пункта 10 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в частности: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно пункту 4.2.1.12 указанных Правил участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять.
Пунктом 4.2.1.13 Правил N 170 предусмотрено, что стены, промерзающие или конденсирующие вследствие повышенной их теплопроводности, необходимо утеплять.
К работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, относятся, в частности, выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств (пункт 3 Минимального перечня).
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 (далее - Перечень).
В пункте 35 Перечня имеется ссылка на СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" (разделы 1, 4 (пункты 4.3, 4.4), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5. 7), 6 (пункт 6.8), 7 (пункт 7.3), 8 (подпункты "а" и "б" пункта 8.1), 9 (пункт 9.1), приложение Г).
В таблице 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012, установлены требования к нормируемому температурному перепаду между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции: такой перепад применительно к наружным стенам жилых зданий и помещений не должен превышать 4 C.
Пунктом 5.1 СП 50.13330.2012 предусмотрено, что теплозащитная оболочка здания должна отвечать следующим требованиям: а) приведенное сопротивление теплопередаче отдельных ограждающих конструкций должно быть не меньше нормируемых значений (поэлементные требования); б) удельная теплозащитная характеристика здания должна быть не больше нормируемого значения (комплексное требование); в) температура на внутренних поверхностях ограждающих конструкций должна быть не ниже минимально допустимых значений (санитарно-гигиеническое требование).
Требования тепловой защиты здания будут выполнены при одновременном выполнении приведенных условий.
Между тем, из акта проверки от 10.07.2017 N 368-08 и заявления Малованова О.Н. от 14.12.2016 следует, что ТСЖ вышеприведенные требования пункта 10 Правил N 491, пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.12, 4.2.1.13 Правил N 170, пункта 3 Минимального перечня, пункта 5.2 СП 50.13330.2012 не соблюдены.
В рассматриваемом случае судом, с учетом доводов сторон, в ФБУ "Вологодская лаборатория судебной экспертизы" назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Как следует из заключения от 28.12.2018 N 1235/3-3/16.1: на момент проведения исследования перепад температуры внутреннего воздуха и температуры внутренней поверхности наружной стены по оси "1" в кухне лит. "4" и жилой комнате лит. "8" квартиры N 5 по адресу: город Вологда, улица Евковская, дом N 12, превышает нормируемый температурный перепад по СП 50.13330.2012; наружная стена по оси "1" (оси приведены в приложении N 2) в кухне лит. "4" и жилой комнате лит. "8" не соответствует требованиям тепловой защиты здания по СП 50.13330.2012.
По всем значимым для сторон и рассмотрения настоящего дела вопросам дал свои пояснения в суде первой инстанции эксперт Холмяков А.Л.
Таким образом, экспертным заключением от 28.12.2018 подтвержден факт несоблюдения Товариществом вышеуказанных нормативных положений.
ТСЖ настаивает на том, что требования таблицы 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012 самостоятельного значения не имеют, нормируются (предназначены) исключительно для применения в формуле для определения сопротивления теплопередачи, которая приведена в пункте 5.2 СП 50.13330.2012; ссылается на письмо Минстроя России от 26.04.2019 N 16444-ОГ/08.
Суды с такой позицией не согласились, обоснованно указали на ошибочное толкование ТСЖ вышеуказанных положений СП 50.13330.2012, обратив внимание на то, что в письме Минстроя России содержится ответ на узко поставленный вопрос без оценки обстоятельств, которым он вызван.
При этом судами, оценено как неполное, представленное ТСЖ комплексное строительно-техническое исследование общества с ограниченной ответственностью "Лаборатория судебных экспертиз" от 30.09.2017 N 070817-ИСБД(2)-2821. Так суды учли, что в заключении не указано количество исследованных наружных стен и не конкретизировано их расположения по осям; мероприятия, послужившие основанием для подготовки исследования от 30.09.2017 выполнены до наступления холодного периода времени года; в предмете исследования такой вопрос как наличие промерзаний в спорной квартире отсутствует.
В связи с изложенным доводы ТСЖ о соответствии наружных стен спорного здания техническим нормам и правилам по тепловой защите обоснованно не приняты судами, как не соответствующие имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ТСЖ необходимых и достаточных мер по исполнению пункта 2 предписания от 17.01.2017 не представлено. Указание на виновность собственника жилья (в связи с проведенной им перепланировкой квартиры и размещением мебели в спорном углу) опровергается представленными третьим лицом доказательствами подтверждающими, что перепланировка и переустройство жилого помещения проведены при наличии предусмотренных ЖК РФ оснований (том I, листы 126-148).
С учетом изложенных обстоятельств, предписание ГЖИ в оспариваемой части соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, адресовано надлежащему субъекту.
Основания для иной оценки выводов судов по существу спора, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
При обращении в суд кассационной инстанции ТСЖ уплатило 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 23.07.2019 N 76; том дела IV, лист 12).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 по делу N А13-16637/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Юг" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Юг" (место нахождения: 160033, г. Вологда, Евковская ул., д. 12, оф. 17, ОГРН 1143525017294, ИНН 3525332690) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела N А13-16637/2017 в суде кассационной инстанции по платежному поручению от 23.07.2019 N 76.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.