17 октября 2019 г. |
Дело N А56-9586/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонного) Землянкиной О.Б. (доверенность от 20.02.2019), Владимировой О.В. (доверенность от 12.03.2019), от частного учреждения здравоохранения и развития медицинских технологий "Центры диализа "Парацельс" Антоненко В.В. (доверенность от 22.01.2019),
рассмотрев 16.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 по делу N А56-9586/2019,
установил:
Частное учреждение здравоохранения и развития медицинских технологий "Центры диализа "Парацельс" (далее - Центр) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кингисеппском районе Ленинградской области (далее - Фонд) об оспаривании Акта N 18 от 20.11.2018, признании действий Центра по применению кода льготы для досрочного назначения трудовой пенсии в отношении медицинских работников согласно Сведениям о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) за 2017 год правомерными.
Решением суда первой инстанции от 28.03.2019 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным Акта Фонда от 20.11.2018 N 18. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельства дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам Центра не имеется.
В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы жалобы, а представитель Центра отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом на основании решения от 29.10.2018 N 12 проведена документальная проверка первичных документов Центра, послуживших основанием для заполнения сведений о страховом стаже застрахованных лиц с условиями для досрочного назначения страховой пенсии за 2017 год.
В ходе проверки установлено, что Центр не может быть отнесен к учреждениям, предусмотренным пунктом 8 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, в связи с чем оснований для предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам рассматриваемого учреждения не имеется.
По результатам проверки составлен Акт о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ от 20.11.2018 N 18, в котором Центру предложено в срок до 15.12.2018 представить в Управление сведения о периодах работы застрахованных лиц за 2017 год по форме "корректирующая" без кода (27-ГД) "условия для досрочного назначения страховой пенсии".
Не согласившись с выводами Фонда, Центр обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части признания недействительным акта проверки от 20.11.2018 N 18. В части требований о признании действий Центра по применению кода льготы для досрочного назначения трудовой пенсии в отношении медицинских работников согласно Сведениям о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) за 2017 год правомерными, производство по делу прекращено, что сторонами не обжаловано.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 указанного закона.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список должностей и учреждений), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В рассматриваемом споре Фондом в ходе проверки сделан вывод об отсутствии оснований для включения в специальный страховой стаж работы в должностях старшая медицинская сестра, врач-нефролог, медицинская сестра, поскольку Центр не поименован в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Данный довод Фонда рассмотрен судами обеих инстанций и правомерно ими отклонен с учетом следующего.
В названном Списке должностей и учреждений указаны врачи-специалисты всех наименований.
В пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений поименованы центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В пункте 9 указанного раздела названы поликлиники всех наименований.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании приведенных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из имеющегося в материалах дела Устава Частного учреждения здравоохранения и развития медицинских технологий "Центры диализа "Парацельс" следует, что Центр - некоммерческая организация, учредителем которой является ООО "Б.Браун Авитум Руссланд", ООО "Б.Браун Авитум Руссланд Клиникс", основная цель деятельности - оказание медицинской помощи, услуг больным хронической почечной недостаточностью.
На осуществление медицинской деятельности частное учреждение имеет лицензию (л.д. 54).
На основании изложенного судами обеих инстанций сделан правильный вывод о том, что Центр является некоммерческой организацией, созданной как самостоятельное юридическое лицо для осуществления лечебной деятельности по охране здоровья граждан, то есть медицинским учреждением.
Пунктом 8 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены следующие наименования учреждений: Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения:
федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований); медицинской и социальной реабилитации с отделением постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих; консультативно-диагностический (вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота); лечебно-диагностический (Генерального штаба, вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота); восстановительной терапии для воинов-интернационалистов; гериатрический; диабетологический; наркологический реабилитационный; реабилитации Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации; профессиональной патологии; медицинской профилактики; мануальной терапии; медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный); восстановительного лечения для детей; диагностический; консультативно-диагностический для детей; лечебной физкультуры и спортивной медицины; патологии речи и нейрореабилитации; реабилитационный для подростков и взрослых инвалидов с последствиями детского церебрального паралича; перинатальный; планирования семьи и репродукции; по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; государственного санитарно-эпидемиологического надзора (независимо от территориальной и ведомственной принадлежности, Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации); федеральный; Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России; вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота; Клинический центр Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова.
На основании изложенного суды обеих инстанций обоснованно указали, что Центр в соответствии с учредительными документами и лицензиями на осуществление медицинской деятельности относится к центрам медицинской профилактики, включенным в раздел "Наименование учреждений" пункт 8 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 11.02.2019 N 4-КГ18-94.
Доводы подателя жалобы о неправильном распределении судом первой инстанции расходов по уплате государственной пошлины рассмотрены апелляционным судом и правомерно им отклонены, поскольку в данном деле имело место не частичное удовлетворение заявленных требований, а полное удовлетворение требований в отношении признания недействительным ненормативного акта, и прекращение производство по делу в части неимущественного требования, в связи с чем положения статьи 110 АПК РФ о пропорциональном распределении расходов по уплате государственной пошлины в рассматриваемом случае не применяются.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 по делу N А56-9586/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кингисеппском районе Ленинградской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.