25 октября 2019 г. |
Дело N А56-86521/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Коршунова А.Ю. (доверенность от 02.10.2019 N 478), от жилищно-строительного кооператива N 1365 Слепченок К.В. (доверенность от 18.04.2019),
рассмотрев 21.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 по делу N А56-86521/2017,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к жилищно-строительному кооперативу N 1365, адрес: 193318, Санкт-Петербург, ул. Джона Рида, д. 9, оф. 155, ОГРН 1037825014941, ИНН 7811051552 (далее - Кооператив), о взыскании 140 569 руб. 79 коп. неустойки за период с 18.04.2017 по 29.01.2018, предусмотренной пунктом 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190).
Решением суда от 26.03.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2018 производство по кассационной жалобе Предприятия прекращено в связи с отказом от кассационной жалобы. По результатам рассмотрения кассационной жалобы Кооператива решение суда от 26.03.2018 и постановление апелляционного суда от 12.09.2018 по настоящему делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет, адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 14/25, ОГРН 1037851017973, ИНН 7826692894, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, адрес: 190000, Санкт-Петербург, пер. Антоненко, д. 4, ОГРН 1037843011931, ИНН 7825363978, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, адрес: 127994, Москва, Садовая-Самотечная ул., д. 10, стр. 1, ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887.
Решением суда от 29.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2019, исковые требования удовлетворены частично, с Кооператива в пользу Предприятия взыскано 119 298 руб. 37 коп. неустойки за период с 18.03.2017 по 12.01.2018, а также 4428 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в первой инстанции. В удовлетворении остальной части иска отказано. С Предприятия в пользу Кооператива взыскано 908 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенные решение и постановление изменить, взыскать с Кооператива законную неустойку за период с 18.04.2017 по 29.01.2018 включительно в размере 140 569 руб. 79 коп.
В обоснование своих доводов Предприятие ссылается на то, что объем коммунального ресурса определяется им в соответствии с условиями договора и положениями действующего законодательства, в том числе абзацем пятым пункте 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Предприятие полагает, что правильность его позиции о необходимости определения объема потребленного коммунального ресурса по показаниям общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) дополнительно подтверждается частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что коммунальные ресурсы, поставляемые Предприятием в многоквартирный дом в рамках заключенного договора теплоснабжения, приобретаются Кооперативом не только в целях предоставления соответствующих коммунальных услуг населению, но и в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Доказательством объема тепловой энергии, поставленной Предприятием Кооперативу по Договору в спорный период, определенного по представленным Кооперативом показаниям ОДПУ в строгом соответствии с условиями договора, являются также подписанные Кооперативом без разногласий акты сверки объемов тепловой энергии.
Податель жалобы считает, что позиция Кооператива о необходимости определения стоимости поставленной тепловой энергии по показаниям ОДПУ, зафиксировавшим объем горячего водоснабжения (далее - ГВС) в кубических метрах, и тарифа на ГВС в рублях за метр кубический воды, не основано на нормах права и противоречит условиям заключенного между сторонами договора. В спорный период расчет стоимости потребленной тепловой энергии осуществлялся Предприятием в соответствии с одноставочным тарифом в рублях за гигокалорию, установленным для него органом государственного регулирования тарифов - Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, тариф на тепловую энергию в рублях за метр кубический для Предприятия не установлен.
Податель жалобы считает, что произведенный Кооперативом расчет с использованием средневзвешенного тарифа на горячую воду не соответствует положениям действующего законодательства и является необоснованным. Кроме тепловой энергии, потребленной на подогрев использованной гражданами горячей воды, тепловая энергия потребляется исполнителем коммунальных услуг в целях циркуляции горячей воды во внутридомовой системе. Без данного объема тепловой энергии, потребленной Кооперативом, он лишен возможности обеспечить предоставление населению коммунальной и жилищной услуги по ГВС надлежащего качества, в силу чего данный объем должен быть оплачен Кооперативом.
В отзыве на кассационную жалобу Кооператив просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Кооператива с ними не согласился.
Третьи лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятием (энергоснабжающей организацией) и Кооперативом (абонентом) заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 01.10.2004 N 3019.038.1 в редакции дополнительных соглашений от 25.10.2006 N 1 и от 30.04.2013 N 2 (далее - Договор).
Согласно условиям Договора энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: Санкт-Петербург, ул. Джона Рида, д. 9, а абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Разделом 5 Договора предусмотрено, что расчеты между сторонами за отпущенную тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, и осуществляются в безакцептном порядке согласно платежным документам, выписываемым энергоснабжающей организацией. Расчетный период установлен равным одному месяцу.
Согласно пунктам 5.4 и 5.5 Договора знергоснабжающая организация в 1-й декаде месяца, следующего за расчетным, выставляет безакцептно одно платежное требование за потребленную тепловую энергию расчетного месяца. Оплата абонентом платежного документа производится в течение 5-и банковских дней со дня его выставления. Датой оплаты платежных документов считается дата поступления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации.
В связи с ненадлежащим исполнением Кооперативом обязанностей по своевременному внесению платежей за потребленную тепловую энергию Предприятие предъявило к взысканию с Кооператива неустойку в размере 140 569 руб. 79 коп. за период с 18.04.2017 по 29.01.2018, предусмотренную пунктом 9.2 статьи 15 Закона N 190.
Кооператив, не оспаривая допущенной с его стороны просрочки исполнения обязательства по оплате поставленного теплового ресурса, возражал по размеру начисленной неустойки.
Спор возник в связи с тем, что Предприятие выставляет Кооперативу счета, в которых предъявляет к оплате стоимость тепловой энергии, теплоносителя, потребленной на нужды ГВС, исходя из количества потребленных гигокалорий и тарифа в руб./Гкал, а Кооператив получает плату с населения за ГВС исходя из количества кубометров воды и по тарифу в руб./куб. м.
При новом рассмотрении дела суды, установив, что в сумму задолженности, на которую начислена неустойка, включена стоимость тепловой энергии на нужды ГВС, излишне предъявленная к оплате абоненту (в объеме тепловой энергии на нужды ГВС, определенной исходя из показаний ОДПУ в Гкал с использованием установленного Предприятию тарифа на горячее водоснабжения в Гкал, без учета нормативного расхода тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения), удовлетворили иск частично, приняв за основу контррасчет Кооператива.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы Кооператива, кассационная инстанция приходит к следующему выводу.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства. В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Возражая против заявленных требований, Кооператив привел доводы, касающиеся несогласия с расчетом объема тепловой энергии, поставленной в спорный период на нужды ГВС, полагая, что расчеты должны производиться в куб. м, поскольку Кооператив выставляет населению плату за горячее водоснабжение исходя из тарифа на горячую воду в руб./куб. м.
Согласно пункту 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги ГВС.
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
В соответствии с абзацем 1 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р (далее - Распоряжение N 363-р) на период 2016-2018 годов для Предприятия установлены льготные тарифы на тепловую энергию, по которым осуществляется расчет стоимости тепловой энергии, поставленной группе лиц, определенной Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 111-17), к которой относятся управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, иные юридические лица, предоставляющие тепловую энергию на нужды отопления и(или) горячего водоснабжения лицам, пользующимся на праве собственности или ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме и потребляющим коммунальные услуги.
Указанные льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую Предприятием потребителям, определенным Законом N 111-17, установлены согласно приложению N 8 к Распоряжению N 363-р в виде одноставочного тарифа в рублях за гигокалорию (Гкал). Тарифы на тепловую энергию в рублях за метр кубический (м куб.) для Предприятия не установлены.
В спорном периоде Кооператив в расчетах с потребителями за горячее водоснабжение использовал тариф в размере 97,32 руб./куб.м (с НДС), утвержденный на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2016 N 249-р.
Из материалов дела следует, что объем тепловой энергии, необходимый для подогрева 1 куб.м холодной воды составляет 0,06 Гкал при использовании открытой системы ГВС. Этот же показатель использовался Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга при установлении тарифов на горячую воду (руб./куб.м).
В соответствии с абзацем восьмым пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей. Приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Следовательно, по общему правилу стоимость коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации, определяется на основании тарифа, по которому население оплачивает коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб. м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг").
В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в многоквартирном доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному для оплаты одного куб. м горячей воды.
Как следует из материалов дела коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, которыми оборудован многоквартирный дом, обслуживаемый Кооперативом, учитывают отдельно количество тепловой энергии на нужды отопления и теплоносителя на нужды ГВС в двух единицах измерения (в Гкал и в куб.м).
С учетом данного обстоятельства абзац пятый пункта 42.1 Правил N 354, на который ссылается Предприятие, регулирующий выбор способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (ГВС) в случае, когда узел учета тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и ГВС, учитывает общий объем (количество) тепловой энергии, к правоотношениям сторон применению не подлежит.
При изложенных обстоятельствах суды правильно установили, что суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям установленного в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета (или по нормативам потребления) и оплачивать этот объем исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.
Законных оснований возлагать на исполнителя коммунальных услуг обязанность по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Установив, что задолженность, на которую начислены пени, рассчитана Предприятием с нарушением порядка определения платы за горячую воду, поставленную ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом в целях оказания соответствующей коммунальной услуги, суды правомерно приняли за основу подготовленный Кооперативом контррасчет и уменьшили размер подлежащих взысканию пеней до 119 298 руб. 37 коп. Указанный расчет неустойки проверен судами и признан правильным.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и правоприменительной практике. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим основания для изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Предприятия отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 по делу N А56-86521/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.