31 октября 2019 г. |
Дело N А05-11667/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Кудина А.Г.,
рассмотрев 28.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.04.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А05-11667/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремсервис", адрес: 163039, г. Архангельск, Магистральная ул., д. 43, оф. 14, ОГРН 1122901018393, ИНН 2901229047 (далее - ООО "Ремсервис", Общество, управляющая компания), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163000, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Управление, Администрация), о признании недействительным предписания от 17.07.2018 N 28-16/04-18.210/4.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.07.2019, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление направило кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами не принято во внимание, что контейнерная площадка подлежит обслуживанию за счет средств собственников многоквартирного дома N 9 по ул. Лочехина в г. Архангельске (далее - МКД); обязанность управляющей компании по надлежащему содержанию, оборудованию и ремонту контейнерной площадки не может быть поставлена в зависимость от места ее расположения; действий по получению в пользование земельного участка, находящегося под контейнерной площадкой, Общество не предприняло; отдельного закрепления контейнерной площадки за Обществом на каком-либо праве не требовалось. Управление также отмечает, что на 28.12.2018 единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Архангельской области не установлен, в связи с чем сбор и вывоз ТКО на момент проверки осуществлялся по ранее заключенным договорам, а эксплуатация контейнерных площадок осуществлялась управляющими компаниями в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Представители участников дела, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях проверки поступившего обращения граждан и юридических лиц (от 10.07.2018 вх. N 37/37-18/1108), содержащего сведения о нарушении правил содержания и ремонта МКД, обеспечения коммунальными услугами, а также прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, Управлением издан приказ от 16.07.2018 N 28-16/04-18.210/1 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Ремсервис" в рамках муниципального жилищного контроля.
В ходе проверки Управлением зафиксировано отсутствие ограждения и отсека для сбора крупногабаритных отходов (далее - КГО) на контейнерной площадке рассматриваемого МКД, чем допущены нарушения требований пунктов 3.7.1, 3.7.4, 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
По результатам проверки 17.07.2018 оформлен акт N 28-16/04-18.210/3.
Предписанием от 17.07.2018 N 28-16/04-18.210/4 Управление обязало Общество в срок до 01.09.2018 оборудовать контейнерную площадку в районе жилого дома по адресу: г. Архангельск, ул. Лочехина, д. 9 ограждением и отсеком для сбора КГО.
Не согласившись с законностью выданного предписания, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у Управления правовых и фактических оснований для выдачи предписания Обществу, в связи с чем признали его недействительным.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Судами установлено, что управление рассматриваемым МКД осуществляет ООО "Ремсервис" по договору управления от 01.10.2017 N 2130р/Л4. Приложением 4 к договору управления в перечень обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества включен вывоз твердых бытовых отходов, КГО.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Аналогично в соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и тому подобные), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах N 170 (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и другие). Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Согласно пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (в редакции, действовавшей в спорный период), региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.
В силу пункта 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Как следует из пункта 3.7.4 Правил N 170, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
В силу пункта 3.7.15 Правил N 170 КГО (старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и тому подобное) должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для КГО или обычным грузовым транспортом.
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по содержанию мест накопления ТКО: организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно выписке из реестра движимого имущества (т. 1, л.д. 91) правообладателем контейнерной площадки по ул. Лочехина д. 9 в г. Архангельске является муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство по уборке города" муниципального образования "Город Архангельск", согласно письму которого от 08.11.2018 исх. N 661, направленному на запрос Управления, договор аренды контейнерного места на контейнерной площадке по спорному адресу с ООО "Ремсервис" не заключался.
Суды двух инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что спорная контейнерная площадка за Обществом не закреплена и расположена на земельном участке, который не входит в состав придомовой территории спорного МКД, не относится к общему имуществу данного жилого дома; контейнерная площадка предназначена для сбора ТКО для жилых домов, расположенных в квартале жилой застройки и находящихся в управлении нескольких управляющих организаций; неисполнение обязанности по вывозу мусора с контейнерной площадки Обществу в вину не вменяется.
В силу части 1 статьи 65, части 1 статьи 189, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли такое решение.
В связи с указанным правомерен вывод судов о недоказанности законных оснований для возложения именно на Общество обязанности по оборудованию контейнерной площадки ограждением и отсеком для сбора КГО.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.04.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по делу N А05-11667/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.