31 октября 2019 г. |
Дело N А05-14205/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Н.В., судей Власовой М.Г., Филиппова А.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аквапрофиль" ликвидатора Фокина Я.Г. (решение от 06.02.2019 N 1),
рассмотрев 28.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аквапрофиль" в лице ликвидатора Фокина Ярослава Геннадьевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А05-14205/2018,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 14, ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аквапрофиль", адрес: 165391, Архангельская обл., Котласский р-н, рабочий пос. Приводино, Советская ул., д. 19, ОГРН 1152904000919, ИНН 2904027521 (далее - Общество), о взыскании 38 346 626 руб. 60 коп. вреда, причиненного водному объекту - реке Северной Двине в составе сточных вод из канализационных очистных сооружений рабочего пос. Приводино.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному Федеральному округу" в лице его филиала - Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области", адрес: 199106, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 86, лит. А, помещение 18Н, ОГРН 1047800010114, ИНН 7801258484 (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.03.2019 исковое заявление удовлетворено, в пользу Управления с Общества взыскано 38 346 626 руб. 60 коп. в возмещение вреда, причиненного водному объекту, с распределением взысканной суммы по бюджетам в установленном порядке, в доход федерального бюджета с Общества взыскано 200 000 руб. государственной пошлины.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 решение от 15.03.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество в лице ликвидатора Фокина Ярослава Геннадьевича ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит отменить решение от 15.03.2019 и постановление от 31.07.2019, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции в нарушение требования части 3 статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не проверил обоснованность заявления о фальсификации протокола от 29.11.2017 об административном правонарушении. Кроме того, по мнению подателя жалобы, протокол от 24.02.2016 отбора проб и акты от 16.02.2016, от 18.10.2017, составленные неуполномоченными лицами, являются недопустимыми доказательствами; постановления Ломоносовского районного суда города Архангельска по делам N 5-16/2018, 5-266/2016 не могут иметь преюдициальное значение при определении размера вреда водному объекту.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества в лице ликвидатора поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Кассационная жалоба в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2016 году на основании поступившей Управлению информации от общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Жилфонд Приводино" о ненадлежащей эксплуатации центральной канализационной сети и канализационных очистных сооружений, расположенных по адресу: Архангельская обл., Котласский р-н, рабочий пос. Приводино, вследствие которой происходит загрязнение окружающей среды, должностным лицом Управления проводилось административное расследование в отношении Общества.
По результатам расследования в отношении Общества составлен протокол от 24.03.2016 N 06-1-04/2016 (далее - Протокол от 24.03.2016) об административном правонарушении, установлен факт нарушения Обществом требований положений части 2 статьи 39, части 1 статьи 11, части 1 статьи 44, части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), части 4 статьи 23, части 1 статьи 34, статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205, и зафиксировано следующее.
Эксплуатация канализационных очистных сооружений осуществляется Обществом на основании договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры от 03.08.2015 N 05/2015, заключенного с муниципальным образованием "Приводинское".
При осмотре канализационных очистных сооружений, состоявшемся 16.02.2016, выявлено, что они находятся в рабочем состоянии. На момент осмотра поступление сточных вод на сооружения не происходило (насосное оборудование, подающее сточные воды на очистные сооружения, работает в автоматическом режиме); имелось слабое поступление очищенных сточных вод с вторичных отстойников в колодец очищенных стоков. Обществом представлены журнал учета качества сбрасываемых сточных вод, отчет по форме 2-ТП (водхоз) и справка об объемах водоотведения за 2015 год, что подтверждает факт отведения сточных вод в водный объект. Обществом представлен протокол от 24.12.2015 N КВ-087/01 результатов измерений "воды сточной после очистки с очистных сооружений", отобранной 04.12.2015 в рамках производственного контроля качества сточных вод, сбрасываемых в водный объект.
Результаты химического анализа показали, что концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых из канализационных очистных сооружений в реку Северную Двину, многократно превышают предельно допустимые концентрации веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения, утвержденные Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20. Превышение предельно допустимых концентраций составило: по аммоний-ионам - в 146 раз, по фосфат-анионам - в 40 раз, по биохимическому потреблению кислорода (полному) (далее - БПКп) - в 71,7 раза, по нефтепродуктам - в 4 раза, по анионным поверхностно-активным веществам - в 3,2 раза.
В ходе осмотра канализационных очистных сооружений 16.02.2016 специалистами Учреждения произведен отбор проб сточных вод из колодца очищенных сточных вод. Результаты исследований представлены в протоколе результатов измерений от 24.02.2016 N КВ-007/01.
Кроме того, в ходе административного расследования выявлено и в Протоколе от 24.03.2016 отражено, что выпуск сточных вод из канализационных очистных сооружений в реку Северную Двину не оборудован средством измерения расхода воды, косвенный метод учета не согласован с Двинско-Печорским бассейновым водным управлением. Решение о предоставлении водного объекта в пользование Обществу для сброса сточных вод из канализационных очистных сооружений отсутствует. Общество не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Рассмотрев Протокол от 24.03.2016 и представленные к нему материалы административного расследования, Ломоносовский районный суд города Архангельска вынес постановление о назначении административного наказания от 27.04.2016 по делу N 5-266/2016, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 80 000 руб. Постановление вступило в законную силу 21.05.2016.
В 2017 году в Управление поступило обращение жителей рабочего пос. Приводино о ненадлежащей эксплуатации Обществом канализационных очистных сооружений, вследствие которой происходит поступление сточных вод на прилегающую к канализационным очистным сооружениям территорию и лесную зону, что приводит к загрязнению окружающей среды. В обращении отмечено, что сточные воды из первичного отстойника, минуя биофильтры, текут в лесную зону, где образовалось озеро площадью 600-800 кв.м. Кроме того, неочищенные сточные воды попадают в реку Северную Двину.
По итогам расследования в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 29.11.2017 N 06-1-95/2017 (далее - Протокол от 29.11.2017), которым установлено, что Общество эксплуатирует сети канализации и очистные сооружения на основании договора аренды от 07.07.2016 N 06/16, заключенного с муниципальным образованием "Приводинское". Решением от 19.04.2016 N 29-03.02.01.003-Р-РСВХ-С-2016-02888/00 Обществу предоставлен в пользование водный объект для сброса сточных вод в реку Северную Двину до 31.12.2021. Общество не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Расстояние от канализационных очистных сооружений до выпуска - 3 км. В ходе осмотра территории 18.10.2017 аккредитованной лабораторией Учреждения отобраны пробы сточных вод из выпуска в реку Северную Двину и составлен акт отбора проб от 18.10.2017 N КВ-0083/02, который подписан директором Общества Фокиным Я.Г. без замечаний.
Протоколом результатов измерений от 23.10.2017 N КВ-0083/02 выпуска с канализационных очистных сооружений зафиксировано превышение нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552, что является нарушением пункта 1 части 6 статьи 60 ВК РФ. Превышение предельно-допустимых концентраций составило: по аммоний-ионам - в 62 раза, по фосфат-анионам - в 58 раз, по БПКп - в 8,7 раза, по нефтепродуктам - в 4,2 раза.
Рассмотрев Протокол от 29.11.2017 и представленные к нему материалы административного расследования, Ломоносовский районный суд города Архангельска 03.03.2018 вынес постановление о назначении административного наказания по делу N 5-16/2018, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 90 000 руб. Постановление вступило в законную силу 10.04.2018.
Ссылаясь на то, что в результате сброса Обществом сточных вод с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения реке Северной Двине причинен вред в период с 04.12.2015 по 18.10.2017 в размере 38 346 626 руб. 60 коп., Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
В силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
Как следует из статьи 1 названного Закона, под вредом окружающей среде признается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно части 6 статьи 56 ВК РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу части 3 статьи 22 Закона об охране окружающей среды за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 75 Закона об охране окружающей среды установлена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством.
Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно статье 5 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Статьей 68 ВК РФ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
На основании статьи 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Факт превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых из принадлежащих Обществу канализационных очистных сооружений в реку Северную Двину, подтвержден актами отбора проб воды, протоколами результатов измерений.
Доказательства, опровергающие данный факт, в материалы дела не представлены.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика).
Размер вреда рассчитан Управлением в соответствии с требованиями Методики и составил 38 346 626 руб. 60 коп., расчет проверен судами и признан верным, оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Доводу Общества о несоблюдении судом первой инстанции порядка проверки заявлений о фальсификации Протокола от 29.11.2017 судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка, указанный довод отклонен, поскольку результаты рассмотрения заявления отражены в протоколе судебного заседания от 06.03.2019 - 12.03.2019.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
Несогласие подателя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и произведенной судами оценкой доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.03.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А05-14205/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аквапрофиль" в лице ликвидатора Фокина Ярослава Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Васильева |
Судьи |
Н.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.