01 ноября 2019 г. |
Дело N А21-12763/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.
при участии от Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области Кузюры В.О. (доверенность от 05.07.2019 N 100/19), от муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" Абрамовой А.П. (доверенность от 11.01.2018 N 347), от общества с ограниченной ответственностью "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс" Бишанова Д.В. (доверенность от 11.01.2019),
рассмотрев 30.10.2019 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс", муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Калининграднефтестрой" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 по делу N А21-12763/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Калининграднефтестрой", адрес: 236029, Калининград, Тихая ул., д. 1, оф. 15, ОГРН 1093925016481, ИНН 3906208229 (далее - ООО "УК Калининграднефтестрой", Компания, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство) от 18.07.2018 N ЖК2/1348/КАС/2392-о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс", адрес: 236039, Калининград, Большая Песочная ул., д. 23, ОГРН 1173926027527, ИНН 3906360745 (далее - ООО "РИВЦ "Симплекс", Расчетный центр) и муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград", адрес: 236022, Калининград, Нарвская ул., д. 58, ОГРН 1023901007008, ИНН 3903003375 (далее - МП "Калининградтеплосеть", Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 07.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.06.2019, в удовлетворении заявленных Компанией требований отказано.
В кассационных жалобах ООО "УК Калининграднефтестрой", ООО "РИВЦ "Симплекс" и МП "Калининградтеплосеть", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
В обоснование своих доводов их податели (выступая в одном интересе) указывают на неверное истолкование судами Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354, Правила) и необоснованную ссылку на постановление главы администрации городского округа "Город Калининград" от 31.12.2008 N 2222, не подлежащего применению в указанном споре.
Рассмотрение кассационных жалоб откладывалось. После отложения рассмотрение кассационных жалоб продолжено тем же составом суда.
Представители Компании, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители Расчетного центра и Предприятия поддержали доводы жалоб, а представитель Министерства отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в связи с многочисленными обращениями граждан, проживающих в многоквартирном доме (МКД) N 29 по ул. Суворова в г. Калининграде, Министерством на основании приказа от 29.06.2018 N 2971 проведена внеплановая документарная проверка в отношении управляющей компании ООО "УК Калининграднефтестрой" по вопросу правильности начисления платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" за май 2018 года по указанному МКД.
По результатам проверочного мероприятия Министерство составило акт проверки от 18.07.2018 N ЖК-1/2971/КАС, в котором отразило, что порядок начисления платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" за май 2018 года по указанному МКД, применяемый Компанией противоречит жилищному законодательству РФ, плата за горячую воду выставлена в размере, превышающем размер платы, рассчитанный в соответствии с действующим законодательством
Указанные обстоятельства Министерство восприняло как нарушение Компанией пункта 54 Правил N 354, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании).
Компании выдано предписание от 18.07.2018 N ЖК-2/1348/КАС/2392-о, которым в связи с означенным нарушением предписано в срок до 25.10.2018 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за май 2018 года всем жильцам (собственникам/нанимателям) многоквартирного дома N 29 по ул. Суворова в г. Калининграде согласно пункту 54 Правил N 354 по формуле N 20 Приложения N 2 к Правилам.
Не согласившись с предписанием Министерства, Компания обратилась в арбитражный суд.
Суды исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и отказали управляющей компании в удовлетворении заявленных требований. Суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость оспариваемого предписания как акта контрольного реагирования, направленного надлежащему субъекту ответственности, располагающему необходимыми и достаточными средствами для исполнения обязанностей, возложенных на него в силу жилищного законодательства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Статус общества как управляющей компании (профессионального и ответственного коллективного субъекта права) предполагает его активное участие в создании благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме, решении вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлении коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Такое участие обусловлено целым рядом нормативных требований и условиями договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (части 1, 2.3, 5 статьи 161, статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из того, что к спорным правоотношениям применяются положения Правил N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 названных Правил.
Пунктом 54 Правил N 354 установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Суды установили следующие значимые для рассмотрения настоящего спора обстоятельства:
- поставщиком теплового ресурса для МКД является ресурсоснабжающая организация МП "Калининградтеплосеть" (договор теплоснабжения от 8.02.2016 N 32/2016), исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению - ООО "УК Калининграднефтестрой"; система горячего водоснабжения МКД нецентрализованная;
- плата за горячее водоснабжение Компанией рассчитывается исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии в следующем порядке: - количество тепловой энергии, зафиксированной ОДНУ за май 2018 - 47,8 Гкал * 2264,54 руб. (тариф) / 257,584 куб. м (объем горячей воды, потребленный МКД) = 420,23 руб. за 1 куб. м.
Суд, поддержав позицию Министерства, счел, что вышеуказанный порядок расчетов не соответствует действующему законодательству и указал на необходимость определения размера платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к Правилам N 354 (в действующей редакции) с применением утвержденного постановлением Главы администрации городского округа "Город Калининград" от 31.12.2008 N 2222 норматива (количества тепловой энергии, затрачиваемой на подогрев 1 куб. горячей воды), а также с учетом разъяснений, содержащихся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.11.2017 N 47971-05/06 и Определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, содержащее выводы по спорному вопросу).
Суд установил использование при расчете платы за горячее водоснабжение в отопительный период удельного расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для горячей (0,0675 Гкал/куб. м).
Исходя из указанного показателя и формулы 20 приложения N 2 к Правилам N 354, расчет произведен следующим образом: 47,8 Гкал (объем по ОДПУ) / 47,8 Гкал (объем по ОДПУ) х 0,0675 Гкал (удельный расход тепловой энергии / количество тепловой энергии, затраченной на подогрев воды / норматив) х 1 куб. м х 2264,54 руб. (тариф на тепловую энергию) = 152,86 руб. за 1 куб. м (на 267,37 руб. за 1 куб. горячей воды меньше выставленной платы) (* при применении формулы 20 в редакции Правил N 354, действующей в проверяемый период, показания ОДПУ фактически не имеют значения для определения стоимости 1 куб. м горячей воды, следовательно, и не должны учитываться при расчетах).
Жилищным законодательством не предусмотрен разный порядок расчета платы за горячее водоснабжение в отопительный и межотопительный период. Указанный расчет должен быть единым и соответствовать требованиям нормативных актов в данной сфере.
Суд округа находит вышеуказанную позицию судов правильной и обоснованной. Иного подателями жалоб не доказано.
Предписание выдано Министерством в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ; при установленных по делу обстоятельствах суды правильно сочли оспариваемое предписание законным, обоснованным и исполнимым, направленным на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверочного мероприятия.
Основания для изменения либо отмены судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
При обращении в суд кассационной инстанции Компания уплатила 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 05.08.2019 N 93), а Предприятию определением суда от 09.09.2019 была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 102, 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2019 по делу N А21-12763/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс", муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Калининграднефтестрой" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (адрес: 236022, Калининград, Нарвская ул., д. 58, ОГРН 1023901007008, ИНН 3903003375) в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Калининграднефтестрой" (адрес: 236029, Калининград, Тихая ул., д. 1, оф. 15, ОГРН 1093925016481, ИНН 3906208229) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела N А21-12763/2018 в суде кассационной инстанции по платежному поручению от 05.08.2019 N 93.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.