05 декабря 2019 г. |
Дело N А05-1652/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 04.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2019 по делу N А05-1652/2019,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное), адрес: 165300, Архангельская обл., г. Котлас, ул. К. Маркса, д. 3, ОГРН 1022901026939, ИНН 2904011264 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Прометей", адрес: 165300, Архангельская обл., г. Котлас, ул. Мелентьева, д. 16Б, корп. 3, ОГРН 1052904023798, ИНН 2904015580 (далее - Общество), 64 849 руб. 86 коп. ущерба, причиненного в результате несвоевременного предоставления индивидуальных сведений, повлекших незаконную выплату страховой пенсии в завышенном размере за период с 01.02.2018 по 30.11.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены физические лица: Шептяков Николай Игоревич, Балдаков Николай Юрьевич, Митягин Алексей Ананьевич, Сластихин Юрий Иванович, а также общество с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (далее - ООО "Спецстрой").
Решением суда первой инстанции от 07.05.2019 в удовлетворении иска Управлению отказано.
Постановлением апелляционного суда от 07.08.2019 решение от 07.05.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 07.05.2019 и постановление от 07.08.2019 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждена причинно-следственная связь между неправомерными действиями Общества, выразившимися в непредставление в установленный законом срок достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за февраль 2018 года в отношении Шептякова Н.И., Балдакова Н.Ю., Митягина А.А., Сластихина Ю.И, и возникшими убытками в виде излишних выплат данным лицам индексированных сумм пенсии. Как указывает Управление, у пенсионного фонда отсутствует обязанность проверять факт осуществления (прекращения) пенсионером работы каким-либо иным способом, не предусмотренным действующим законодательством.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением по итогам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за февраль 2018 года составлены протоколы о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии (иной социальной выплаты) от 01.12.2018 N 259 в отношении Шептякова Н.И., от 01.12.2018 N 260 в отношении Балдакова Н.Ю., от 01.12.2018 N 261 в отношении Митягина А.А., от 01.12.2018 N 262 в отношении Сластихина Ю.И.
Основанием для таких выводов послужило то, что в связи с поздним поступлением от Общества сведений за февраль 2018 года о Шептякове Н.И., Балдакове Н.Ю., Митягине А.А., Сластихине Ю.И. как о застрахованных работающих лицах, Управление посчитало, что эти лица прекратили свою трудовую деятельность и произвело индексацию размера их страховой пенсии с 01.02.2018 в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Указывая на то, что в связи с непредставлением Обществом в установленный срок в отношении указанных сотрудников сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за февраль 2018 года Управлением в период с 01.02.2018 по 30.11.2018 необоснованно произведена выплата страховой пенсии с учетом индексации как неработающим пенсионерам, заявитель в претензиях потребовал от страхователя возмещения ущерба в общей сумме 64 849 руб. 86 коп.
Поскольку действий по возмещению ущерба от Общества не последовало, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из недоказанности Управлением причинно-следственной связи между действиями страхователя по несвоевременному предоставлению сведений индивидуального персонифицированного учета за февраль 2018 года и фактом причинения ущерба в виде выплат работающим пенсионерам индексированных сумм страховой пенсии по решению Управления от 01.05.2018.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности, согласно которому пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам же, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В этой связи в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета также ежемесячно.
При этом решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
В рассматриваемом случае Управление, предъявляя к Обществу требование о возмещении убытков, указывало на то, что в связи с несвоевременным (03.11.2018) представлением Обществом сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, пенсионерам Шептякову Н.И., Балдакову Н.Ю., Митягину А.А., Сластихину Ю.И. осуществлена выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации за период с 01.02.2018 по 30.11.2018 на основании решения, принятого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, 01.05.2018.
Между тем судами установлено, что по состоянию на дату принятия решения об индексации страховых пенсий и в последующие периоды Управление располагало сведениями о том, что указанные сотрудники осуществляют трудовую деятельность в Обществе, что подтверждалось своевременно и ежемесячно представляемыми страхователем сведениями о застрахованных лицах за периоды с марта по ноябрь 2018 года.
Так в списках, поданных Обществом за март 2018 года - 12.04.2018, за апрель 2018 года - 10.05.2018, за май 2018 года - 08.06.2018, за июнь 2018 года - 10.07.2018, за июль 2018 года - 09.08.2018, за август 2018 года - 11.09.2018, за сентябрь 2018 года - 10.10.2018, за октябрь 2018 года - 08.11.2018, за ноябрь 2018 года - 12.12.2018) Балдаков Н.Ю., Митягин А.А., Сластихин Ю.И. и Шептяков Н.И. присутствовали. За февраль 2018 года указанные сотрудники не были включены в список (Сведения о застрахованных лицах) работников Общества вследствие технической ошибки.
В силу части 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как верно указали суды, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, в том числе по их учетным данным (пункт 68 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987 (действовала в спорный период).
Кроме того, в силу пункта 69 указанной Инструкции территориальные органы фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ именно Управление обязано было на основании на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения указанными сотрудниками трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.
Однако Управление, получив от Общества соответствующие сведения в отношении застрахованных лиц Балдакова Н.Ю., Митягина А.А., Сластихина Ю.И. и Шептякова Н.И. за март 2018 года и не имея аналогичных сведений за февраль 2018 года, определяющих их статус, не только не обратилось в адрес Общества за разъяснениями, а напротив, 01.05.2018 приняло решение о выплате указанным лицам сумм страховой пенсии с учетом индексации, начиная с 01.02.2018, и ежемесячно производило соответствующие фиксированные выплаты по ноябрь 2018 года включительно.
Вопреки приведенным выше нормам Закона N 400-ФЗ, а также корреспондирующим им положениям Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, Управление, своевременно получив от Общества сведения о факте осуществления застрахованными лицами работы на день принятия распоряжения, которые влияли на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, не пересмотрело вынесенное 01.05.2018 решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
При указанных обстоятельствах, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и установив фактические обстоятельства, обоснованно не усмотрели причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением Обществом сведений индивидуального персонифицированного учета в отношении застрахованных лиц Балдакова Н.Ю., Митягина А.А., Сластихина Ю.И. и Шептякова Н.И. за февраль 2018 года и причинением Управлению ущерба в виде излишних выплат работающим пенсионерам индексированных сумм страховой пенсии, произведенных им по решению от 01.05.2018.
Поскольку исследование доказательственной стороны спора относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, доводы, приведенные Управлением в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а сводятся по сути к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств.
Учитывая, что дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Управления не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2019 по делу N А05-1652/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.