02 декабря 2019 г. |
Дело N А21-3607/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Балтсервис" Неруш И.А. (доверенность от 01.04.2019 N 514-04-00628), Лутовского А.В. (доверенность от 20.09.2017 N 514-08-00239), Коваленко А.А. (доверенность от 08.04.2019 N 514-05-00642), от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области Зайсаевой Б.Н. (доверенность от 02.08.2019 N АИ-4360), Осипова Г.С. (доверенность от 16.09.2019 N АИ-4747), Куницкой Е.Г. (доверенность от 14.01.2019 N АИ-67),
рассмотрев 27.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 по делу N А21-3607/2019,
установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области, адрес: 236023, Калининград, Советский пр., д. 188В, ОГРН 1053900022219, ИНН 3904064765 (далее - Управление Россельхознадзора), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Балтсервис", адрес: 238340, Калининградская обл., г. Светлый, ул. Гагарина, д. 65, ОГРН 1123926066550, ИНН 3913504317 (далее - Общество, ООО "Балтсервис"), к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 15.05.2019 в удовлетворении заявления Управления отказано.
Апелляционный суд постановлением от 30.07.2019 оставил решение от 15.05.2019 без изменения.
В кассационной жалобе Управление Россельхознадзора, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 15.05.2019 и постановление от 30.07.2019, принять по делу новый судебный акт - о привлечении Общества к административной ответственности.
По мнению подателя кассационной жалобы, является неправомерным вывод судов двух инстанций о том, что требования "ТР ТС 015/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности зерна", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 (далее - ТР ТС 015/2011), не распространяются на зерно, импортируемое для дальнейшей переработки. Как указывает Управление Россельхознадзора, ТР ТС 015/2011 прямо предусматривает, что под выпуском в обращение ввозимой продукции подразумевается в том числе использование ее для производства комбикормов или переработки в пищевую продукцию. Податель жалобы обращает внимание на то, что, вопреки выводам судов, ввоз продукции (зерна) для целей распространения на территории Таможенного союза (включая ввоз для переработки и последующего распространения продукции) подпадает под понятие "выпуск в обращение". Кроме того, Управление Россельхознадзора считает ошибочной ссылку судов первой и апелляционной инстанций на подпункт "в" пункта 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу Управления Россельхознадзора - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления Россельхознадзора поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, на территорию Российской Федерации из Парагвая и Бразилии была ввезена для промышленной переработки продукция - соевые бобы генно-инженерно-модифицированных линий 40-3-2, MON87701 x MON89788 урожая 2018 года.
Ввоз указанной продукции сопровождался декларациями о соответствии, зарегистрированными по схеме 3д в национальной части единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза (декларации от 01.01.2018 N RU Д-PY.АЖ23.В.00642 - в отношении продукции, ввезенной из Бразилии, и N RU Д-PY.АЖ23.В.00643 - в отношении продукции, ввезенной из Парагвая). Заявителем по последней декларации являлось ООО "Балтсервис", как уполномоченное лицо изготовителя согласно договору от 01.12.2017, заключенному между Обществом и изготовителем продукции - Содружество Парагвай С.А. (т. 1, л. д. 39-40, 118-122).
Копия декларации соответствия от 01.01.2018 N RU Д-PY.АЖ23.В.00642 в материалах дела отсутствует.
В результате проведения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центр очистки качества зерна" экспертизы ввезенной продукции было установлено, что исследуемая продукция (соевые бобы) не соответствует требованиям ТР ТС 015/2011 по ряду показателей (пестицидов-глифосатов, сорной и масличной примеси).
Указанные обстоятельства послужили основанием для проведения в отношении ООО "Балтсервис" внеплановой документарной проверки в соответствии с приказами Управления Россельхознадзора от 04.02.2019 N 77 и от 13.02.2019 N 110, по результатам которой 05.03.2019 был составлен акт N 07/34.
Результаты проведенной внеплановой проверки и испытаний проб образцов ввезенной продукции (протоколы испытаний от 30.12.2018 N 20677, от 15.01.2019 N 126, составленные федеральным государственным учреждением "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки") подтвердили, что ввезенные из Парагвая и Бразилии для промышленной обработки партии соевых бобов генно-инженерно-модифицированных линий 40-3-2, MON87701 x MON89788 урожая 2018 года не соответствуют требованиям ТР ТС 015/2011 по ряду показателей.
По факту выявленных нарушений, принимая во внимание, что лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, является ООО "Балтсервис", Управление Россельхознадзора 13.03.2019 в отношении Общества составило протокол N 07/56/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ указанный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении направлены Управлением Россельхознадзора в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ООО "Балтсервис" к административной ответственности.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества события вменяемого ему административного правонарушения, отказал в удовлетворении заявления Управления Россельхознадзора. Суд первой инстанции данный вывод обосновал доводом о нераспространении требований ТР ТС 015/2011 на зерно, предназначенное для промышленной переработки, поскольку в данном случае, по мнению суда, отсутствует выпуск зерна (соевых бобов) в обращение на единой территории Таможенного союза ввиду того, что не происходит передача импортного зерна, а имеет место его направление на промышленную переработку на мощностях импортера (акционерного общества "Агропродукт"; далее - АО "Агропродукт"). Кроме того, суд первой инстанции сделал заключение о том, что областью регулирования технического регламента является готовая продукция, полученная из импортного сырья, в случае ее выпуска в обращение. Ссылаясь на то, что обстоятельства о дальнейшем использовании Обществом ввезенной продукции Управлением Россельхознадзора не исследовались, суд первой инстанции констатировал отсутствие выпуска в обращение ввезенной партии соевых бобов.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, считает выводы судов ошибочными на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
В данном случае ООО "Балтсервис" является лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, в силу заключенного с иностранным изготовителем договора от 01.12.2017, в рамках исполнения которого Обществом в том числе было осуществлено декларирование соответствия поставляемой на территорию Таможенного союза продукции по схеме 3д. Следовательно, ООО "Балтсервис" является ответственным лицом за соблюдение установленных требований технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо в выпуске в обращение продукции.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В силу пункта 1 статьи 1 ТР ТС 015/2011 указанный технический регламент распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей, не распространяется на зерно, предназначенное для семенных целей, продукты переработки зерна.
В соответствии с пунктом 2 ТР ТС 015/2011 названный технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к зерну, обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В силу пункта 2 статьи 3 ТР ТС 015/2011 каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям данного технического регламента.
В статье 2 ТР ТС 015/2011 содержится понятие термина "выпуск в обращение зерна" - купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.
В данном случае согласно утверждению Управления Россельхознадзора ввозимые соевые бобы предназначены для их передачи АО "Агропродукт", которое на принадлежащих ему маслоэкстракционных заводах изготавливает готовую продукцию - "масло соевое", "оболочка соевая", "шрот соевый кормовой тостированный" и другую.
Данное обстоятельство не опровергается ООО "Балтсервис". Общество в ходе производства административного дела, рассмотрения спора судами двух инстанций и в судебном заседании кассационной инстанции заявляло о том, что спорная продукция действительно поступила в адрес АО "Агропродукт" с целью ее переработки (изготовления готовой продукции) на мощностях указанного хозяйствующего субъекта. Указанное обстоятельство также констатировано судом первой инстанции.
Таким образом, спорная продукция ввезена на территорию Российской Федерации с целью ее передачи на единой территории Таможенного союза третьему лицу для последующей ее переработки. Следовательно, исходя из положений абзаца четвертого статьи 2 ТР ТС 015/2011 применительно к рассматриваемому случаю имеет место выпуск в обращение продукции (соевых бобов), на которую распространяются требования названного технического регламента.
Выводы судов двух инстанций об обратном не соответствуют приведенным выше нормативным положениям, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует с учетом изложенного полно и всесторонне исследовать обстоятельства рассматриваемого дела, в том числе утверждения Управления Россельхознадзора о ввозе спорной продукции иностранного изготовителя в адрес АО "Агропродукт" и закрытого акционерного общества "Содружество-Соя" на основании договоров от 28.01.2014 и от 22.06.2015, заключенных последними с акционерным обществом "Интергрэйн С.А.", а также установить дату начала течения срока давности привлечения Общества к административной ответственности согласно вменяемой квалификации, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, достоверно свидетельствующие о дате совершения вменяемого Обществу нарушения, после чего с соблюдением норм материального и процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 по делу N А21-3607/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.