11 декабря 2019 г. |
Дело N А56-145220/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Захаровой М.В.,Сергеевой И.В.,
при участии от Войсковой части 6944 Максимова Р.Н. (доверенность от 24.04.2019 N Д-7/2019) и Воловой Н.Н. (доверенность от 02.08.2019 N Д-11/2019), от акционерного общества "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина" Кобловой А.С. (доверенность от 09.10.2018),
рассмотрев 04.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Войсковой части 6944 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 по делу N А56-145220/2018,
установил:
Войсковая часть 6944, адрес: 198323, Санкт-Петербург, Волхонское ш., д. 4, ОГРН 1177847371074, ИНН 7807187198 (далее - Войсковая часть), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина", адрес: 194021, Санкт-Петербург, 2-й Муринский пр., д. 28, ОГРН 1137847503100, ИНН 7802846922 (далее - Общество), о взыскании 8 794 050 руб. 74 коп. расходов на выплату военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) служебных помещений в период с 01.01.2018 по 31.08.2018.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2019 исковые требования удовлетворены частично, с Общества в пользу Войсковой части взыскано 2 980 387 руб. 12 коп. компенсации; в остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Войсковая часть, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 08.05.2019 и постановление от 19.07.2019, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель жалобы выражает несогласие с выводом судов о том, что компенсация за наем (поднаем) служебных помещений должна выплачиваться Обществом только в отношении военнослужащих, непосредственно осуществляющих охрану объекта Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Войсковой части поддержали доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установили суды и не оспаривают сторон, Войсковая часть осуществляла охрану важных государственных объектов, в том числе объектов Общества.
Войсковая часть выплачивала военнослужащим денежную компенсацию за наем (поднаем) служебных помещений в период с 01.01.2018 по 31.08.2018.
Ссылаясь на неисполнение Обществом обязанности по возмещению соответствующих затрат в отношении 78 военнослужащих, которые согласно расчету истца составили 8 794 050 руб. 74 коп., Войсковая часть обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку Общество не произвело выплату компенсации, Войсковая часть обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Войсковой части обоснованными и удовлетворили иск в части взыскания 2 980 387 руб. 12 коп. компенсации в отношении 25 военнослужащих, посчитав, что по смыслу статьи 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ) компенсация расходов на аренду жилых помещений за счет организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии, полагается только военнослужащим, не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, связанной с охраной указанной организации.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом N 76-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ) организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций (пункт 1 части 1); при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда указанные организации обязаны предоставлять перечисленным лицам на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности (часть 2); военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 названной статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3); в случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 этой статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4).
По смыслу приведенной нормы за счет организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии, обязаны компенсировать последним расходы на аренду жилых помещений, предоставленных военнослужащим, не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, связанной с охраной указанных организаций. При этом названным законом не предусмотрено возложение на организации обязанности по компенсации аренды жилых помещений для нуждающихся в них военнослужащим национальной гвардии, непосредственно не задействованным в охране этих организаций. В противном случае на последних будут возложены необоснованные финансовые обременения.
Как следует из материалов дела, Общество не обеспечивало военнослужащих Войсковой части служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, в период с 01.01.2018 по 31.08.2018.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, в том числе выписки из приказов, подписанных командиром Войсковой части, суды пришли к выводу, что непосредственное участие в охране объектов Общества принимали только 25 нуждающихся в обеспечении жильем специализированного жилищного фонда военнослужащих, которым Войсковой частью выплачивалась компенсация за наем жилых помещений.
Установив, что Войсковая часть понесла затраты на оплату аренды жилых помещений для нужд этих военнослужащих за указанный период в размере 2 980 387 руб. 12 коп., суды, руководствуясь положениями статьи 27 Закона N 226-ФЗ, обоснованно посчитали, что соответствующие расходы истца подлежат компенсации за счет ответчика.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 по делу N А56-145220/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Войсковой части 6944 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.