12 декабря 2019 г. |
Дело N А66-542/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Асмыковича А.В., Малышевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Удача" Сойко В.В. (доверенность от 01.12.2019),
рассмотрев 12.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Удача" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по делу N А66-542/2019,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Удача", адрес: 170518, Тверская обл., Калининский р-н, дер. Кривцово, ул. Удачная, д. 3, ОГРН 1146952018597, ИНН 6950187573 (далее - Общество), о взыскании 1 886 352 руб. суммы вреда, причиненного почве в результате ее загрязнения химическими веществами.
Решением суда первой инстанции от 28.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.08.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить; в удовлетворении иска отказать.
По мнению подателя жалобы, факт причинения убытков материалами дела не подтверждается.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Министерство о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество на основании договора от 20.06.2016 является арендатором канализационной насосной станции и станции глубокой биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод "Евробион R-50", расположенных по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, с.п. Никулинское, дер. Кривцово.
В ходе проведения Министерством 19.06.2017 надзорных мероприятий по контролю за соблюдением требований природоохранного законодательства в деревне Кривцово Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области установлено, что по указанному адресу ведется строительство многоквартирных домов и таунхаусов. Строительство ведут общество с ограниченной ответственностью "Удача Юго-Запад", общество с ограниченной ответственностью "Удача Юго-Запад МБ" и общество с ограниченной ответственностью "Удача Юго-Запад Капитал". Вблизи указанных многоквартирных домов, на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000024:7115 расположены в ряд 4 колодца (локальные очистные сооружения). Земельный участок огорожен сетчатым забором. От крайнего колодца по ходу осмотра территории из-под земли отходит труба и шланг, из которого на почву (в искусственно вырытую канаву) стекает вода с характерным запахом сточных вод. Длина канавы составляет 83 м, ширина -1-м 80 см. Канава впадает в другую канаву, проходящую вдоль проселочной дороги, ведущей от деревни Кривцово в деревню Палкино Калининского района Тверской области. В ходе осмотра указанной канавы, длина которой составляет 505 м и ширина - 3 м установлено, что в ней имеется вода мутно-зеленого цвета с характерным запахом сточных вод. Канава соединяется с ручьем без названия, расположенным вблизи деревни Палкино Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области, впадающим в реку Тьмака.
В ходе проведения надзорных мероприятий специалистом административного органа на участке N 1 были отобраны 1 проба сточной воды на выпуске сточных вод от локальных очистных сооружений и 3 пробы почвы, в том числе 2 пробы для химического анализа и 1 проба для токсикологического анализа: загрязненный участок (искусственно вырытая канава) вблизи трубы от станции глубокой биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод "Евробион R-50", фон в 10 м от загрязненного участка.
Результаты химического анализа почвы, загрязненной сточными водами, отобранной в месте сброса сточных вод вблизи трубы от станции глубокой биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод "Евробион R-50", показали превышение над фоновыми значениями, установленными протоколами испытаний.
По результатам токсикологического анализа методом биотестирования для отобранной пробы почвы установлен IV класс опасности для окружающей среды.
В ходе проведения надзорных мероприятий специалистом административного органа на участке N 2 были отобраны 3 пробы почвы, в том числе 2 пробы для химического анализа и 1 проба для токсикологического анализа: загрязненный участок (канава) расположенная в 83 м вблизи трубы от станции глубокой биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод "Евробион R-50", фон в 3 м от загрязненного участка.
Результаты химического анализа почвы, загрязненной сточными водами, отобранной на загрязненном участке (канаве), расположенной в 83 м вблизи трубы от станции глубокой биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод "Евробион R-50" показали превышение над фоновыми значениями, установленными протоколами испытаний.
По результатам токсикологического анализа методом биотестирования для отобранной пробы почвы установлен IV класс опасности для окружающей среды.
За совершение указанного выше правонарушения Общество постановлением административного органа от 23.08.2017 привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылаясь на причинение почвам как объекту охраны окружающей среды вреда в размере 1 886 352 руб. и неисполнение Обществом предложения о его возмещении, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным по праву и размеру.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
В силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Министерство заявило требование о взыскании с Общества в доход местного бюджета ущерба, причиненного вследствие загрязнения почв.
На основании статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Согласно части 1 статьи 35 вышеуказанного Закона при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу пункта 1 статьи 43.1 Закона N 7-ФЗ при эксплуатации системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Загрязнение почв выделено законодательством в качестве отдельного вида вредного воздействия на земли.
Пунктом 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ установлено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Как установлено судами, факт причинения вреда окружающей среде ее загрязнением в результате незаконных действий ответчика установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 20.03.2019 по делу N А66-9445/2018.
Расчет ущерба проведен Министерством в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238. При этом размер ущерба проверен судами и признан правильным.
Общество, возражая относительно расчета Министерства, контррасчет не представило.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (статья 1064 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, ввиду доказанности и факта причинения Обществом вреда почве как объекту охраны окружающей среды, и его размера, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по делу N А66-542/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Удача" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.