24 декабря 2019 г. |
Дело N А26-9028/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Асмыковича А.В., Нефедовой О.Ю.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Манцырева С.С. (доверенность от 23.01.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" Краузе Е.А. (доверенность от 15.04.2019),
рассмотрев 17.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 по делу N А26-9028/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Автоспецтранс", адрес: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской Флотилии, д. 26, оф. 22, ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), о взыскании 1 858 877 руб. 60 коп. в возмещение убытков в виде расходов на ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства, адрес: 115184, Москва, Пятницкая ул., д. 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840 (далее - Агентство), и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, адрес: 183006, г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348 (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 17.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.09.2019, с Министерства в пользу Общества взыскано 1 326 000 руб. в возмещение убытков и 22 534 руб. в возмещение судебных расходов на уплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано; в иске к Российской Федерации в лице Агентства и Управлению отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, в иске отказать.
По мнению подателя кассационной жалобы, у судов отсутствовали основания для применения положений статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при определении Министерства в качестве надлежащего ответчика по делу, так как обязанности собственника участков лесного фонда несет Управление.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
В поступивших в кассационный суд отзывах на кассационную жалобу Общество возражало против её удовлетворения, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а Агентство поддержало доводы жалобы Министерства.
Агентство и Управление надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, государственным казенным учреждением Республики Карелия "Медвежьегорское центральное лесничество" 23.04.2018 на территории Медвежьегорского района (Медвежьегорское лесничество, квартал 154 Сергиевского участкового лесничества, выдел 4, 1500 метров от п. Сергиево по дороге в сторону г. Медвежьегорска) выявлено место несанкционированного размещения ТКО площадью 1,6 га.
Согласно сведениям о характеристике объекта недвижимости, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем земельного участка, на котором выявлено место несанкционированного размещения ТКО, является Российская Федерация, категория земель - земли лесного фонда (том дела 1, листы 15 -18).
В соответствии с требованиями подпунктов "а" и "б" пункта 16 Правил обращения с ТКО (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Постановление N 1156), Общество 18.05.2018 и 13.07.2018 направило в адрес Министерства и Управления соответственно уведомления о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО и проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Поскольку Министерство в течение 30 дней со дня получения уведомления договор на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО не подписало, Общество 27.07.2018 заключило договор подряда с ООО "Колибри", которое ликвидировало место несанкционированного размещения ТКО.
В направленной Министерству 24.08.2018 претензии Общество потребовало возместить расходы на ликвидацию несанкционированно размещенных ТКО.
Неисполнение Министерством указанного требования в добровольном порядке послужило поводом для предъявления настоящего иска в суд.
В процессе рассмотрения дела к участию в нем в качестве соответчиков привлечены Агентство и Управление.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о необходимости возмещения убытков за счет Министерства, в иске к Управлению и Российской Федерации в лице Агентства отказали.
Суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене с учетом следующего.
В силу части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям Республики Карелия отнесено установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.
Согласно Правилам данную функцию осуществляет региональный оператор, в настоящем деле - Общество.
Согласно пункту 7 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано в частях 4, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением N 1156.
Пункт 16 Правил предусматривает обязанность регионального оператора информировать собственников земельных участков об обнаруженных несанкционированных свалках и направлять им проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
В течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора собственник земельного участка обязан либо самостоятельно ликвидировать несанкционированную свалку, либо заключить договор на оказание соответствующих услуг с региональным оператором. В противном случае региональный оператор ликвидирует несанкционированную свалку без договора с собственником земельного участка и получает право на взыскание понесенных расходов через суд (пункт 17 Правил).
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, установлено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Нахождение спорного участка в федеральной собственности установлено судом и подтверждено материалами дела.
В постановлении от 13.10.2015 N 26-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законодательство Российской Федерации не возлагает на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, а также отметил, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации и относятся к санитарно-оздоровительным мероприятиям, которые осуществляются согласно статье 55 ЛК РФ, в соответствии с которой к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится в том числе и очистка лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия.
Вместе с тем на момент обнаружения несанкционированной свалки нормы статей 54-56 ЛК РФ утратили силу, более того, в связи с внесением изменений в Закон N 89-ФЗ и принятием Постановления N 1156 данный вопрос получил иное правовое регулирование.
Возмещение расходов на устранение мест несанкционированного размещения ТКО проводится на основании заключенного собственником государственного контракта либо договора с региональным оператором, а в случае уклонения от его заключения путем возмещения расходов по ликвидации.
Согласно статье 60.1 ЛК РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов в свою очередь включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Общие положения об охране лесов от пожаров и от загрязнения и иного негативного воздействия содержатся в статьях 51 и 60.12 ЛК РФ.
Частью 1 статьи 83 ЛК РФ определены полномочия в области лесных отношений, осуществление которых Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, среди них организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защита (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Средства субвенций федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации только на осуществление полномочий, установленных частью 1 статьи 83 ЛК РФ.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 60.3 ЛК РФ и пункту 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг и т.п., очистка лесов к санитарно-оздоровительным мероприятиям не отнесена.
Таким образом, ликвидация несанкционированных свалок, ТКО на землях лесного фонда не является полномочием, которое Российская Федерация передала Республике Карелия, не относится к охране, защите и воспроизводству лесов, поэтому финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.
Действительно, подпункт 7 пункта 9 положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 367-П, возлагает на Министерство полномочия Российской Федерации в области организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечения охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создания и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях, а также иные полномочия в области лесных отношений, отнесенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Вместе с тем названные полномочия осуществляются в пределах тех прав и обязанностей, которые отнесены к совместным полномочиям Российской Федерации и ее субъектов, и не влечет возникновение права на возмещение расходов на ликвидацию несанкционированных свалок ТКО за счет субвенций выделенных собственником (Российской Федерацией) для осуществления иных мероприятий, боле того, осуществление названных функций от имени субъекта Российской Федерации не возлагает на Министерство обязанностей собственника земельного участка либо участка лесного фонда.
При указанных обстоятельствах вывод судов о возможности возмещения убытков за счет Министерства недостаточно обоснован.
Кроме того, приведенные Управление в суде первой инстанции дополнительные доводы не оценивались и не исследовались судами.
Частью 1 статьи 60.12 ЛК РФ установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
Пунктами 2 и 4 статьи 80.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
На даты обращения Общества к Управлению с предложением о заключении договора на ликвидацию несанкционированной свалки ТКО и заключения договора с ООО "Колибри" вступили в силу утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 N 542 Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Оценка возможности применения названных Правил, на которые ссылалось Управление, с учетом конкретных обстоятельств дела судами не дана.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует принять во внимание изложенное, устранить отмеченные недостатки, достоверно установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства, в том числе определить надлежащего ответчика по делу, дать надлежащую правовую оценку доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить доводы сторон и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение, по результатам рассмотрения спора распределить расходы по кассационной жалобе, в том числе учесть изменение Обществом размера исковых требований.
Руководствуясь статьями 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 по делу N А26-9028/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Республики Карелия от 17.06.2019 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.11.2019.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.