15 января 2020 г. |
Дело N А56-28897/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Преснецовой Т.Г. и Рудницкого Г.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Молодницкой Е.А. (доверенность от 24.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу одноличного общества с ограниченной ответственностью "А-К Евроинвест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 по делу N А56-28897/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, г. Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "А-КЕвроинвест", адрес: Республика Болгария, г. Пловдив, ул. Полковника Бонева, д. 13, ап. 8, ИНН 202916766 (далее - ООО "А-КЕвроинвест"), о признании отсутствующим права собственности ответчика на участок 11 - железнодорожную ветку - подъездной железнодорожный путь "ст. Ижоры - ЛПК Усть-Славянка, ул. Заводская дом 32" протяжённостью 1 456 м с кадастровым номером 78:37:0017409:3009, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пос. Металлострой, Заводская ул., д. 32, сооружение 1, лит. А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, в настоящее время переименованное в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, общество с ограниченной ответственностью "Метролес" (далее - ООО "Метролес").
Решением суда от 14.10.2016 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 22.02.2017 решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2017 (с учётом определения от 21.08.2017) решение от 14.10.2016 и постановление от 22.02.2017 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела определением суда от 29.05.2018 принят встречный иск ООО "А-КЕвроинвест" о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ОАО "РЖД" на "Сооружение, назначение нежилое, протяженность 5 942 метров", кадастровый номер 78:00:0000000:1569, ввод в эксплуатацию - 2001 год, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Волховское направление ж.д., лит. А, об установлении, что решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) записи о государственной регистрации от 16.09.2014 N 78-78-77/039/2014-491, оформленной свидетельством о государственной регистрации права ОАО "РЖД" на указанный объект недвижимости, и о снятии с кадастрового учёта данного объекта недвижимости.
Решением суда от 23.05.2019 первоначальный иск удовлетворён, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 19.08.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "А-КЕвроинвест" просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы считает, что в нарушение порядка судопроизводства, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, суд первой инстанции приступил к судебному разбирательству без проведения предварительного судебного заседания, судами нарушен принцип состязательности сторон, в нарушение требований статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суды вышли за пределы исковых требований и признали, что существовавший ранее подъездной путь ООО "Метролес" "Станционный путь", прекратил своё существование в силу части первой статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в связи с его уничтожением, при строительстве "Пути перегона", что железнодорожный путь, право собственности на который зарегистрировано за ООО "А-КЕвроинвест" не существует фактически и не существовал на момент приобретения его ООО "А-КЕвроинвест".
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно- телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Министерством путей сообщения Российской Федерации издано распоряжение от 01.03.2011 N 37у о реконструкции Санкт-Петербургского железнодорожного узла Октябрьской железной дороги. Заместителем министра путей сообщения Российской Федерации 18.04.20001 утверждено задание на разработку проекта реконструкции Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Функции заказчика строительства возложены на ГУП "Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта".
Администрацией Санкт-Петербурга издано распоряжение от 13.02.2002 N 1717-ра "О проектировании, строительстве и реконструкции железнодорожной станции Рыбацкое, Третьего и Четвертого главных железнодорожных путей между станциями Рыбацкое и Ижоры", согласно которому ФГУП "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" разрешено осуществление проектирования, строительства и реконструкции Третьего и Четвертого главных железнодорожных путей между станциями Рыбацкое и Ижоры в границах земельного участка площадью 9,82 га, находящегося в полосе отвода железной дороги, Комитету градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга предписано выдать разрешительную документацию, на Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга возложена обязанность заключить договор аренды земельного участка в границах территории, предоставляемой для проектирования, строительства и реконструкции железнодорожных путей и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В период 2001-2002 годов ГУП "Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта" осуществлена реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла Октябрьской железной дороги.
Разрешения на разработку проекта и согласование строительства выданы Комитетом по строительству и архитектуре Санкт-Петербурга, администрациями Невского и Колпинского административных районов Санкт-Петербурга, Комитетом по транспорту, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению, Комитетом экономического развития, промышленной политике и торговли, Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству, Управлением ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, государственной службой дорожного хозяйства (Росавтодор).
АО "Ленгипротранс" разработан паспорт рабочего проекта "Реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Строительство Третьего-Четвертого дополнительных главных путей на перегоне Рыбацкое - Ижоры. Развитие станций Рыбацкое и Ижоры" с пояснительной запиской к проекту. Проектом предусмотрено путевое переустройство станций Рыбацкое и Ижоры в связи со строительством Третьего-Четвертого главных путей на перегоне Рыбацкое - Ижоры. Согласно пункту 4.4. рабочего проекта установлено примыкание Третьего-Четвертого главных путей на станции Ижоры к четной горловине с занятием трассы существующих подъездных путей, расположенных рядом с главными путями. Примыкание подъездного пути АОЗТ "Метролес" предусматривается к Третьему главному пути в районе ПК170 с устройством предохранительного тупика.
В письме от 08.04.2001 АОЗТ "Метролес" выразило согласие о передаче на баланс Октябрьской железной дороге части железнодорожного подъездного пути на перегоне Рыбацкое - Ижоры при условии выполнения ремонта на оставшейся части пути.
Объект поставлен на технический учёт, ФГУП "Ростехинвентаризация" изготовлен технический паспорт объекта от 20.10.2004 на сооружение - производственно-технологический комплекс Мгинской дистанции пути.
На основании распоряжения Министерства имущества Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД" на сооружение - производственно-технологический комплекс Мгинской дистанции пути Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 15.07.2005 серии 78-АА N 315084.
Согласно акту приема-передачи зданий и сооружений ОАО "РЖД" по состоянию на 30.09.2003 ОАО "РЖД" переданы верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры, инвентарный номер 220418, земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры, инвентарный номер 210438 (N N 364, 436 в акте).
Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" составлен технический паспорт на сооружение - верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры, земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.10.2013 произведена перерегистрация права ОАО "РЖД" на имущество сооружения - производственно - технологические комплексы. В приложении к свидетельству от 22.10.2013 указано верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры и земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры.
В соответствии со справкой ГУИОН от 29.12.2012 в результате технической инвентаризации из объектов с инвентарными номерами 220418 и 210438 (верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры и земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры) сформирован единый объект недвижимости протяженностью 5 942,18 м, местонахождение: Санкт-Петербург, Волховское направление, ж.д. лит. А.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права в ЕГРН зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД" на нежилое сооружение протяженностью 5 942 м, ввод в эксплуатацию 2001 год, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Волховское направление, ж.д., лит. А, с кадастровым номером 78:00:0000000:1569.
ООО "А-КЕвроинвест" является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт- Петербург, пос. Металлострой, Заводская ул., д. 32, сооружение 1, лит. А, с кадастровым номером 78:37:0017409:3009 - железнодорожная ветка, подъездной железнодорожный путь "ст. Ижоры - ЛПК Усть-Славянка, ул. Заводская, дом 32", участок 11 протяженностью 1 456 м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.12.2014. В качестве основания регистрации права собственности указан договор купли-продажи от 28.10.2014 N 1048/14, заключенный с ООО "Метролес".
ООО "Метролес" приобрело названный объект по договору купли-продажи от 16.10.2001 N 31 в редакции дополнительного соглашения от 11.03.2013 N 1 у ОАО "Метрострой".
ООО "А-КЕвроинвест" письмом от 11.11.2015 уведомило ОАО "РЖД" о наличии зарегистрированного права собственности на подъездной железнодорожный путь с кадастровым номером 78:37:0017409:3009, о незаконности использования ОАО "РЖД" принадлежащего ООО "А-КЕвроинвест" объекта для перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, и предложило установить вознаграждение за проезд по принадлежащему ему пути необщего пользования в размере 500 руб. за транспортную единицу либо 25 000 000 руб. ежемесячно.
ОАО "РЖД" в ответ письмом от 21.03.2017 сообщило об использовании для осуществления перевозок железнодорожным транспортом Третьего главного железнодорожного пути общего пользования, право собственности ОАО "РЖД" на который зарегистрировано в ЕГРН, свидетельство о государственной регистрации права серии 78-АЗ N 490607.
ОАО "РЖД", полагая, что регистрацией права собственности ООО "А-КЕвроинвест" на объект недвижимости, расположенный по адресу: Санкт- Петербург, пос. Металлострой, Заводская ул., д. 32, сооружение 1, лит. А, с кадастровым номером 78:37:0017409:3009 - железнодорожная ветка, подъездной железнодорожный путь "ст. Ижоры - ЛПК Усть-Славянка, ул. Заводская, дом 32", участок 11 протяженностью 1 456 м, нарушается зарегистрированное право ОАО "РЖД" на нежилое сооружение протяженностью 5 942 м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Волховское направление, ж.д., лит. А, с кадастровым номером 78:00:0000000:1569, поскольку объект недвижимости с кадастровым номером 78:37:0017409:3009 частично налагается на объект недвижимости с кадастровым номером 78:00:0000000:1569, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
ООО "А-КЕвроинвест" заявило встречный иск о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ОАО "РЖД" на упомянутый объект недвижимости.
В обосновании встречного иска и, возражая против первоначального иска, ООО "А-КЕвроинвест" ссылается на то, что право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 78:37:0017409:3009 возникло у него на законных основаниях в соответствии со статьями 218, 219, 130, 131 ГК РФ, на основании заключённого с ООО "Метролес" договора купли-продажи от 28.10.2014 N 1048/14, ранее указанный путь приобретён ООО "Метролес" у ОАО "Метрострой" по договору купли-продажи от 16.10.2001 N 31, зарегистрированное право собственности ОАО "РЖД" на объект с кадастровым номером 78:00:0000000:1569 создаёт препятствия в осуществлении полномочий пользования и реальную угрозу нарушения права собственности ООО "А-КЕвроинвест" на объект с кадастровым номером 78:37:0017409:3009.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении дела посчитал, что для правильного разрешения вопроса о совпадении объектов недвижимости ОАО "РЖД" и ООО "А-КЕвроинвест" необходимы специальные познания, и назначил проведение по делу судебных экспертиз. Суд дал оценку в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами заключениям экспертов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I" от 19.04.2018 N 005.01.6-45/1108 и от 21.01.2019 N 112/18, сослался на то, что существовавший ранее подъездной путь ООО "Метролес" прекратил своё существование до заключения договора купли-продажи этого объекта между ООО "Метролес" и ООО "А-КЕвроинвест", установил, что объект, на который зарегистрировано право собственности ООО "А-КЕвроинвест", налагается на участок объекта, являющегося собственностью ОАО "РЖД", спорный объект находится во владении и пользовании ОАО "РЖД". На основании установленных обстоятельств по делу суд пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения первоначального иска и отказал во встречном иске.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили часть вторую статьи 69 АПК РФ и посчитали, что обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренным арбитражным судом делам с участием тех же лиц (N N А56-71279/2017, А56-58555/2018), не подлежат доказыванию вновь по настоящему делу.
Суды правильно применили статьи 65, 71, 82 АПК РФ и на основании оценки установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств сделали правильные выводы о том, что имеются основания для удовлетворения первоначального иска, а во встречном иске следует отказать.
Суды правильно применили статью 235 ГК РФ, установили, что принадлежащий ранее ОАО "Метрострой" подъездной путь необщего пользования на момент приобретения его ООО "Метролес", как следует из договора купли-продажи, имел 100% износ, и сделали обоснованный вывод о том, что право собственности на указанный объект прекратилось в связи с гибелью (уничтожением) имущества, а последующая регистрация права собственности ООО "А-КЕвроинвест" и постановка на кадастровый учёт произведена в отношении участка железнодорожного пути, принадлежащего ОАО "РЖД".
Суды учли толкование норм права, приведённое в пунктах 52, 53, 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Суды установили, что спорный объект находится в фактическом владении ОАО "РЖД" и используется в качестве пути общего пользования для осуществления железнодорожных перевозок.
Нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию судом неправильного решения, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущено.
Доводы подателя жалобы являлись предметом исследования при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, суды дали им правильную правовую оценку.
У судов обеих инстанций не имелось оснований для отказа в иске ОАО "РЖД" в связи с тем, что им избран ненадлежащий способ защиты права. Суды установили, что в ЕГРН имеются записи о праве собственности как ОАО "РЖД", так и ООО "А-КЕвроинвест" относительно спорного объекта недвижимости, спорный объект находится в фактическом владении ОАО "РЖД" и используется им в качестве железнодорожного пути общего пользования для перевозки пассажиров и грузов. Суды обоснованно исходили из того, что истцом по встречному иску не доказано нахождение спорного объекта в его фактическом владении и пользовании, в связи с чем удовлетворение встречных требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности ОАО "РЖД" на спорное сооружение не может повлечь восстановление прав ООО "А-КЕвроинвест", не владеющего объектом.
Доводы подателя жалобы, касающиеся вхождения в состав нижнего строения спорного железнодорожного пути необщего пользования двух железнодорожных мостов, а также его возражения относительно проведения судебных экспертиз являются несостоятельными. Указанные доводы не опровергают сделанные судами на основании оценки имеющихся в деле доказательств выводы о нахождении спорного объекта в фактическом владении ОАО "РЖД", о прекращении права собственности на спорный железнодорожный путь необщего пользования в результате гибели (уничтожения) имущества, в связи с чем ООО "А-КЕвроинвест" как покупателю по договору от 28.10.2014 не мог быть передан спорный объект.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 по делу N А56-28897/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу одноличного общества с ограниченной ответственностью "А-КЕвроинвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.