21 января 2020 г. |
Дело N А56-2516/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Охта-Сервис" Носовой М.Б. (доверенность от 03.12.2019),
рассмотрев 21.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Охта-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А56-2516/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Охта-Сервис" (адрес: 195221, г. Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 20, лит. А, пом. 1Н; ОГРН 1117847394499; ИНН 7804468994; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (адрес: 191311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; ОГРН 1147847555107; ИНН 7842018964; далее - Комитет) от 29.10.2018 N 61-18 (ЭА).
Решением суда первой инстанции от 28.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.10.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержала.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращения жильца многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Новое Девяткино, ул. Энергетиков, д. 2, а также распоряжения от 01.10.2018 N 61-18 (ЭА) Комитет провел внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом, осуществляющим управление этим домом, требований жилищного законодательства к определению размера платы за коммунальные услуги.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 29.10.2018 N 61-18 (ЭА), что Общество в нарушение требований жилищного законодательства произвело собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в мае 2018 года за межотопительный период 2016 года, что отражено в платежных документах в строке "плата за ЦО межотопительный период 2016 года".
Об устранении выявленных нарушений в срок до 15.01.2019 путем возврата собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома платы за коммунальную услугу по отоплению за межотопительный период 2016 года в размере 109 837 руб. 91 коп. Комитет выдал Обществу предписание от 29.10.2018 N 61-18 (ЭА).
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что плата за коммунальную услугу по отоплению в межотопительный период начислена Обществом неправомерно, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В силу требований Правил предоставление коммунальной услуги по отоплению потребителю осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода (подпункт "в" пункта 3); если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом (пункт 5).
Как предусмотрено пунктом 42(1) Правил, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по соответствующим формулам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что указанный многоквартирный дом оборудован узлом учета тепловой энергии, фиксирующим общий объем тепловой энергии, потребляемой в доме.
Судами также установлено, что в многоквартирном доме в межотопительный период 2016 года коммунальная услуга по отоплению не предоставлялась.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что начисление Обществом собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома платы за коммунальную услугу по отоплению в межотопительный период 2016 года противоречит упомянутым положениям жилищного законодательства.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого предписания Комитета, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А56-2516/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Охта-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.